Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сумерки

Стефани Майер

  • Аватар пользователя
    Helicoder31 октября 2025 г.

    Литературный фастфуд, который вы подаёте своему мозгу под соусом из ностальгии!

    Перечитывая «Сумерки» ожидаешь найти ностальгическое очарование. Вместо этого натыкаешься на груду сюжетных нестыковок и психологическое насилие, приправленное романтическим флёром. Книга не стареет — она проясняется, и картина выходит неутешительная.

    Эдвард и Белла: Токсичные качели вампирского гипноза
    Их отношения — это не история любви, а мастер-класс по манипуляции. О каком свободном выборе и равном партнёрстве может идти речь, когда один из пары физиологически неспособен противостоять чарам другого? Его поведение — это череда контрольных вспышек: он отдаляется, чтобы «защитить», затем возвращается, чтобы поиграть с её чувствами как с игрушкой. Это не романтика, это эмоциональные американские горки с одним пассажиром, которого туда пристегнули против его воли.

    Белла Суон: Разумная женщина, которую заставили играть роль овечки
    Самый большой провал книги — нелогичная трансформация главной героини. В первых главах перед нами адекватная, начитанная (пусть и в рамках школьной классики) девушка, которая смогла учиться в школе с продвинутой биологией. Она проявляет дедуктивные способности, самостоятельно раскрывая тайну Эдварда (хотя в реальности вампиризм бы вовсе не рассматривался как вариант, имеем что имеем). Но стоит ему появиться, как её характер рассыпается.

    Мейер, кажется, боится, что читатель проникнется симпатией к героине без комплексов, поэтому втискивает в текст постоянные «я неуклюжая овечка». Но конфликт между словом и делом не щадит ни персонажа, ни нас. В одной сцене Белла, та самая «ходячая катастрофа», ловко карабкается по мокрому стволу дерева в лесу и устраивается на нём, как опытный гимнаст. В следующей главе она снова спотыкается об воздух и тихо бормочет, что без Эдварда не выживет. Её «неловкость» — это навязанный, не работающий ярлык. А её поведение с Эдвардом — едва ли не потеря сознания от поцелуя, слюнявое обожание, невозможность дышать в его нахождени ближе чем в 5 метрах от неё, невозможность расстаться даже на 45 минут урока — это не черты характера. Это симптомы человека, находящегося под постоянным психотропным воздействием. Разумная девушка исчезает, и на её месте возникает пустая оболочка для проекции читательниц. Нам постоянно говорят о том, что без Эдварда Белла бы попросту умерла, ведь сколько раз он уже спасал ей жизнь в Форксе...однако она каким-то невероятным образом умудрилась дожить без него до 17 лет! Читатель с лёгкостью придёт к мысли о том, что именно наличие Эдварда и вызывает какие-то метаморфозы вокруг девушки и она постоянно оказывается в смертельной опасности. Это не она специалист по притягиванию проблем, а как раз таки этот идеальный мужчина, а она просто находится не в то время, не в том месте, рядом не с тем существом.

    Вампиры-болтуны: Как семья секретничала 100 лет, а затем выболтала всё одной "особенной" девочке
    Внутренняя логика мира рассыпается в тот момент, когда Каллены, столетиями скрывавшие свою природу, вдруг выкладывают Белле все карты на стол. В нормальной логике «скрытных» вампиров пришлый человек должен была бы увидеть разве что отблеск задних фонарей Каллен-мобиля на горизонте. Вместо этого ей устраивают целый экскурс «Вампирология 2.0» прямо в столовой: «Присаживайся, Белла, сейчас расскажем, как наш папаша Карлайл в 1660-х отыскал белочку, чтоб не пить человечину». Это не доверие, это сценарий самоубийства. Единственная логичная реакция вампирского клана на такую угрозу их безопасности — не откровения на диване в гостиной, а немедленный переезд и смена личностей. Но сюжету нужна романтика, поэтому вампиры действуют как персонажи плохого шпионского боевика, которые пытаются быть откровенными в ущерб себе. Единственная, кто понимает всю опасность, это Розали, адекватность которой выставляется как необоснованная агрессия в адрес девушки своего названного брата, едва ли ни ревность к ней. "Ах, она просто завидует тебе, что ты человек, а у неё возможности вернуться к этому состоянию нет". Да просто она единственная понимает, что из-за одной бестолочи могут накрыть всю семью и куда потом им деваться?! Ещё показалось странным то, что при возвращении в Форкс, семья не меняет ни имён, ни фамилий. А ну как не один лишь Билли Блэк знает их пофамильно? Вобщем, не выдерживает вся эта таинственность критики. Это не вампиры, а клуб болтливых домохозяек с неестественно бледной кожей.

    Ностальгический фасад и горькое послевкусие
    «Сумерки» — это книга, которая работает ровно до тех пор, пока вы отключаете критическое мышление. При ближайшем рассмотрении она оказывается историей не о любви, а о зависимости; не о сильной героине, а о сломанном персонаже, чьи лучшие черты приносятся в жертву сюжету. Это — культурный феномен, который приучил целое поколение к мысли, что любовь — это боль, одержимость и полная утрата себя. Книгу можно читать исключительно для приобретения осеннего настроения, раз уж так повелось у миллениалов, что осень это не только жёлтые листья, но и хоахоахоа.

    Содержит спойлеры
    6
    76