Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Religion Explained: The Evolutionary Origins of Religious Thought

Pascal Boyer

  • Аватар пользователя
    Аноним31 октября 2025 г.

    Любопытного много, желаемого мало

    В первую очередь, ожидала увидеть в книге рассуждения о том, как религия, на первый взгляд совершенно несвойственная природе человека и его потребностям, может вклиниться во внутреннюю гармонию человека прочным и твёрдым стержнем принципов. Религия буквально контролирует действия и мысли человека, игнорируя первостепенные потребности, что мне, казалось, должно быть абсолютно не выгодным для древнего человека. Однако религия не только устоялась в те времена, но и сохранилась на десятки столетий, в прекрасном виде дойдя до нас и активно практикуясь даже в современном обществе. Ещё и со временем приобрела схожие черты в отдалённых уголках планеты и т.д. Какие функции несёт в себе религия? Что в ней особенного? Да миллион вопросов для человека, который напрямую до этой области не касался или не жил в этом.

    Какой ответ мне дали? Мне дали не рассуждения культуролога ака антрополога и наблюдателя со стороны – в большей мере книга состоит из объяснения процессов человеческого мозга через когнитивистику и системы логического вывода. Про религию упоминается настолько редко, что она уходит на дальний план, особо и не упоминаясь.

    Да, частично на мои вопросы были даны ответы: религия особенна, ведь её существа представляют собой "стратегически действующие силы с неограниченным доступом, т.е. владеющие любой стратегической информацией." Боги велИки, потому что сочетают в себе онтологическую характеристику и маркер особенности. Они обладают мыслительным процессом и влияют на социальное взаимодействие человека больше, чем остальное окружение человека. Но тем не менее, я думаю, что система логических выводов человека – не самое важное, что можно было упомянуть при разговоре о верованиях, в частности святости.

    Я понимаю стремление автора структурировать книгу и прийти из состояния "религия такая многогранная" до чётких ответов на поставленные вопросы. Не получилось. На протяжении всей книги мы распыляемся с племён квайо до христианства и обратно к небольшим поселениям, где практикуется колдовство и верят в домовых. "Мы разные, но мы связаны"? Информации больше про мыслительные процессы, чем про связь их с религией, и это меня расстраивает.

    В книге ОЧЕНЬ много подробнейших примеров и аналогий, а также социальных исследований, не имеющих ничего общего напрямую с религией. Да, я понимаю взаимосвязь, но мы доказываем в некоторой степени очевидные вещи. Причём, по несколько раз подряд. Постоянное упрощение и сравнение с несколькими аналогичными примерами сразу приводит к тому, что сам смысл утверждения теряется.

    При прочтении складывается ощущение, что читаешь заметки к написанию книги, но не сам готовый вариант. Видно, что автор изучил много материала, однако она плохо структурированна, разбросана по главам и расплывчата, из-за чего даже приходится делать выноски в конце каждой главы для понимания промежуточного итога. Ясности не приносит. Особенно забавным показалось то, что после каждого, казалось бы, устоявшегося и выведенного утверждения в 5-15 страниц автор внезапно бросает "ну, это не так". Круто, так что правда, а что нет? Путаешься во время чтения, в особенности, если не воспринимаешь книгу как полноценный научный труд и стараешься держать в голове всё сказанное, осознавая в процессе. Возможно, децствительно перед этим стоит прочитать учебник логики, чтобы открылись все таинства и истины книги, но сомневаюсь, что это сильно изменит положение.

    6
    53