Рецензия на книгу
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Дон Кихот Ламанчский. Часть первая
Мигель де Сервантес Сааведра
Lukosh30 октября 2025 г.Мудрость против интеллекта
«Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса отлично показывает в чём разница между мудростью и интеллектом через развитие (или, по крайней мере, раскрытие) характеров героев. Хотя оба во многом играют роль шута, герои на протяжении своих приключений демонстрируют моменты ума и мудрости.
Умный Дон Кихот
Дон Кихот — образованный джентльмен из тихого городка Ла-Манча, утратил связь с реальностью из-за чрезмерного чтения «рыцарских книг», подобных современным фэнтезийным романам. Его вербовка Санчо Пансы и последующее путешествие в поисках славы и почестей продиктованы желанием возродить благородную жизнь рыцаря: спасать девиц в беде, сражаться с другими рыцарями и защищать репутацию своей возлюбленной Дульсинеи Тобосской. На протяжении всего романа Дон Кихот демонстрирует свой высокий интеллект в области литературы, истории и философии в беседах с Санчо и другими. Часто его речи выглядят лучшими частями книги, поскольку демонстрируют философский склад ума Сервантеса. Однако уму Кихота не хватает мудрости, которая позже зародится в Санчо (особенно во второй части). Кихот показывает, что интеллект ограничивается лишь красноречием и знанием.
Мудрый Санчо Панса
Санчо — простой крестьянин с женой и детьми. Без образования, безграмотный, для него реальность "реальна" и без розовых очков, в отличие от Кихота, потонувшего в фантазиях и мечтах. Это даёт Санчо большую часть его мудрости, которую он демонстрирует (к неудовольствию Кихота) через короткие шутки и пословицы.
Изначально Санчо показан глупым: какой дурак последует за глупцом? Но постепенно он становится мудрее, в основном, благодаря осознанию безумия своего господина. Он также мудр и благосклонен к окружающим, даже тем, кто считает его просто глупцом.
Важная тема романа — контраст между идеализмом и прагматизмом, воплощёнными Дон Кихотом и Санчо соответственно. Для Сервантеса идеализм вторичен по отношению к прагматизму, поскольку Санчо благополучно завершает свои странствия, обретя и умеренное богатство, и довольство простой жизнью. Дон Кихот же, напротив, заболевает и освобождается от своего идеализма лишь благодаря ясности, дарованной ему незадолго до смерти. Такой прагматизм, на мой взгляд, необходим для мудрости.
Однако это обсуждение поднимает вопрос: что такое мудрость?
Мудрость универсальна: она пригождается в самых разных ситуациях. Мудрость выходит за рамки конкретных занятий, ситуаций и даже самого времени, поскольку частично передаётся из поколения в поколение. Простой интеллект — это скорее быстрота мысли в сочетании с глубиной знаний. Умный человек может быть как мудрым, так и глупым, так же как глупый может быть мудрым или глупым. Это всего лишь ещё одна черта человеческого ума, которую слишком часто превозносят вместо мудрости. Многочисленные пословицы Санчо, хотя и используются им необдуманно, содержат эти крупицы мудрости, готовые к применению в его многочисленных ситуациях.
Мудрость по своей сути — это «практический интеллект», в отличие от академического (у Дон Кихота). Мудрость — качество, приобретаемое, в основном, с опытом, тогда как академический интеллект достигается учёбой и, возможно, хорошими генами. Преимущество первого: основан на реальности благодаря своей исключительно эмпирической природе, тогда как второй искусственен и часто приобретается в вакууме (образовательные учреждения).
Смирение — ключевая черта мудреца, как заметил Платон устами Сократа в «Апологии»: «Мне живётся лучше, чем ему, ибо он ничего не знает и думает, что знает; я же не знаю и не думаю, что знаю». Позже Сократ сказал: «Я обнаружил, что люди, пользующиеся наибольшей известностью, были едва ли не самыми глупыми; и что другие, менее уважаемые, на самом деле были мудрее и лучше».
Санчо часто был настолько скромен, что на протяжении большей части книги унижал себя. Тем не менее, его смирение и непритязательность помогали ему развить свой ум, смекалку и мудрость. Один лишь интеллект часто затуманивает разум и раздувает эго. Если Дон Кихота когда-либо высмеивали или оскорбляли, он часто отвечал насилием, чтобы защитить свою маску чести и достоинства.
Интеллект в сочетании с гордостью вездесущ. Каждое «решение» исследователя — «лучшее». Каждый врач знает лучше, чем пациент. Каждый предприниматель рекламирует своё следующее достижение. Каждый юрист гнёт свою точку зрения. Каждый активист ратует за "свою боль", не обращая внимания на доводы окружающих.
Это злоупотребление проистекает из изначальной цели каждого из нас: установить объективные истины в естественной среде. Однако нет её, объективной истины. Вместо этого лучше искать измеримые истины, которые порой кажутся более близкими, порой — более отдалёнными (если смотреть в будущее).
Это не значит, что истины не существует или она недостижима. Человек, его образ мышления и мысли, его мудрость и интеллект — слишком сложные и запутанные области, и мы в них относительно новички. С другой стороны, наше стремление к мудрости, пожалуй, гораздо более далеко идущее, поскольку мудрость — это плод умения справляться со своей человеческой сущностью, которая существовала с самого начала.
Мудрость достижима только для ума, достаточно смиренного, чтобы познать её.
Вопросы для изучения себя
1) Мои «ветряные мельницы»
Какие проблемы я склонен(на) раздувать? Что в них реально, а что — моя проекция?
Чего я боюсь признать, поэтому воюю «не туда»?
Кто из близких может дать «земной» взгляд на мою ситуацию?2) Доспехи и уязвимость
Какие «доспехи» я ношу (ирония, занятость, агрессия, перфекционизм), чтобы не чувствовать боль?
Что эти доспехи защищают, а что мешают получить?
Где мне безопасно приподнять забрало и попросить о помощи?
Как я пойму, что доспехи пора снять? Какие сигналы тела/настроения?
Какую одну уязвимую правду я готов(а) произнести сегодня?3) Санчо и Дон Кихот внутри меня
В каких сферах моим решениям не хватает Санчо (практики)?
Где, наоборот, душно без Дон Кихота (мечты и смыслы)?
Как бы Санчо сформулировал ближайший шаг к моей цели на 24 часа?
Как бы Дон Кихот напомнил мне, ради чего вообще всё это?
Что будет моим «компромиссом дуэта» на неделю: один смелый шаг + одна простая опора?4) Дульсинея и идеализация
Кого/что я идеализирую так, что перестаю видеть реальность?
Что я не замечаю в «Дульсинее», чтобы сохранить образ?
Как идеал мешает близости, делу или решению?
Каким мог бы быть «живой», несовершенный вариант этой мечты?
Какое одно ожидание я готов(а) отпустить?5) Чтения и сюжет моей жизни
Какие истории/контент я потребляю, которые подменяют действие мечтанием?
Какая книга/фильм/подкаст меня реально двигает к делу, а не усыпляет?
Если моя жизнь — роман, то о чём глава, которую я пишу сейчас?
Какое новое «чтение» я добавлю: инструкция, навык, диалог с наставником?
Как я отфильтрую «рыцарские романы», что уносят в фантазии, от знаний, что возвращают в реальность?6) Служение и сообщество
Кому полезны мои подвиги помимо меня? Видно ли это людям?
Где мой идеализм не слышит живых нужд рядом?
Какое конкретное служение на 30–60 минут я сделаю в ближайшие 3 дня?
Кто мой союзник/эсквайр сейчас и чем я поддержу его/её?
Как я попрошу сообщество о поддержке без героической маски?1296