Рецензия на книгу
Strangers on a train
Patricia Highsmith
s_pumpkin4 октября 2015 г.Обычная железнодорожная поездка оборачивается для двух попутчиков, Гая и Чарли, составлением плана идеального преступления. Карьере Гая и счастливому житью-бытью в Нью-Йорке мешает мещанская женушка Мириам в провинции, гедонистическому существованию Чарли - железная хватка отца. Задуманный Чарли план перекрестного убийства неугодных забывается Гаем вместе с утренним похмельем. Однако новоприобретенный друг берет ситуацию в свои руки, правда не совсем понятно, что теперь движет его маньячными действиями - ненависть к родителю или болезненная жажда дружбы с Гаем.
Общеизвестно, что дебютный роман Патриции Хайсмит стал основой для одного из лучших триллеров за авторством короля саспенса Альфреда, но книга притягивает отнюдь не своей детективной составляющей. Хайсмит уже в дебютном романе размышляет на тему дружеской одержимости, которая органично перетечет у нее в сагу о мистере Рипли. Интереснее всего в "Незнакомцах" наблюдать не за претворением убийств в жизнь, а за тем, каких моральных страданий стоит это одному герою - Гаю и что при этом в действительности движет героем другим - Чарли. По мере развития событий становится очевидным, что не желание вырваться из-под отеческого крыла ведет Чарли к пропасти, а мечта найти родного человека таким нетривиальным экспериментальным путем. Он навязывает свою любовь и заботу одним известным ему способом - назойливостью и навязчивостью - и впоследствии пытается поработить Гая сложившимися по его воле обстоятельствами. Характер Гая в свою очередь оказывается отличной иллюстрацией легкости морального падения классического представителя среднего класса и постепенного превращения уверенной в себе, успешной личности в эмоционально неустойчивого типа. Интересно, что практически все творчество Хайсмит пронизано очевидным подспудным гомосексуальным влечением героев друг к другу, и ее дебютный роман не выбивается из этого ряда, а словно закладывает основу для будущих психологических интерпретаций человеческого поведения, вызывающего преступления на почве страсти, но никак не жажды наживы. Вообще персонаж Хайсмит Чарли идеально укладывается в систему координат старины Хича и, например, очень напоминает главного героя его фильма "Психо", хотя бы в части эгоистического чувства к матери по Фрейду. В итоге у автора выходит отличная дебютная заявка, дающая читателю понять, чего стоит ждать от творчества Хайсмит в целом и с нетерпением предвкушать погружение в мир будущих книг.
1178