Рецензия на книгу
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 4. Записки из Мертвого дома
Ф. М. Достоевский
Аноним3 октября 2015 г.Смирись, гордый человек.
Что есть страдание для человека? Только ли жажда, голод, боль? Возможны ли и вправду душевные страдания? Об Александре Петровиче Горянчикове все незаслуженно забывают. Нет, Горянчиков здесь не лишний, не ширма за которой скрывается снизошедший до крестьян барин. Здесь Горянчиков это и есть Достоевский. Своими молодыми делами, убеждениями, "полуидеями" убил он в себе то, что олицетворяли позднее у Федора Михайловича женщины. (Это, например, Соня Мармеладова - спасшая Раскольникова). Теперь спасительницей делается каторга.
Как мне кажется, описывая свою жизнь в каторге представляет путь к смирению, одному ему и ведомый. Не привыкает, не заставляет себя жить, он смиряется с наказанием, что, нужно понимать, совершенно отлично от привычки и от принуждения. В смирении же для него, как и в физической работе - упражнение его заблудшей души. Видя каторжных людей, подобных Газину, он не ожесточается, но пытается выискать причины такой их жизни, их мыслей и дел, и как задачка встает перед ним Петров. И уж конечно изыскания не даются запросто, а понять человека всегда сложно, тем более такому же человеку, которому в себе разобраться - почти непосильная тяжесть.
Находит у каторжных, даже и самых казалось бы конченных для мира людей, из особого отделения, надежду и жажду жизни. Хотя бы и в желании сбежать и в воспоминаниях о стариках каторжанах которые выйдя из каторги через десяток лет и "ещё поживут". Находит и искреннее уважение, для иудея Исая Фомича молившегося с усердием и который "так верует".
Достоевский увидев таких людей, видя многие беззакония их, но и не смея осуждать их, пытается осмыслить их мотивы и находит, то что будет им руководить долгие годы. Его уважение к народу и понимание русского народа, столкнуться с грязной лавиной поступков этого народа. И как один из итогов его деятельности речь о Пушкине, которая опубликована в "Дневнике писателя" и часть речи которой хотелось бы подвести итог:
...Тут уже подсказывается русское решение вопроса, «проклятого вопроса», по народной вере и правде: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве», вот это решение по народной правде и народному разуму. «Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя и себе, подчини себя себе, овладей собой — и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя — и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его.986