Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Veiller sur elle

Жан-Батист Андреа

  • Аватар пользователя
    Аноним27 октября 2025 г.

    про мальчика, который хотел стать великим, и про девочку, которая пыталась летать

    Сложно говорить о книге, которая смогла тебя поднять на какую-то невероятную высоту духа — туда, где красота небес соединяется с красотой человека. Я о романе Жан-Батиста Андреа «Храни её» (перевод с фр. Анны Беляк), за который автор получил престижную Гонкуровскую премию. Роман о скульпторе и творчестве, о любви и предательстве, о большой жизни, которую проживаешь вместе с героем, пока его бренное тело лежит в келье монастыря, готовое вот-вот отдать Богу душу...


    «Не бывает правильного камня. Я это знаю, потому что потратил годы на его поиски. Пока не понял: нужно нагнуться и взять то, что лежит под ногами»

    12-летний мальчик Мимо (полное имя Микеланджело) отправлен матерью из Франции в родную Италию к дяде Альберто, потому что его отец погиб на войне, а мальчику необходимо учиться ремеслу каменотёса и потом ваятеля, да ещё мать еле сводила концы с концами. Когда дядя переезжает в горную деревушку и поступает в услужение к богатому семейству Орсини, Мимо проявляет врождённый талант и обращает на себя внимание младшей Орсини по имени Виола. Даровитая девочка, запоминающая всё, что прочитала, постепенно сближается с Мимо и тайно передаёт ему книги из библиотеки отца. А ещё ночами она лежит на надгробиях, чтобы услышать голоса умерших...


    «Ты поймёшь, что идёшь по правильному пути, когда все будут говорить тебе обратное»

    Странная угловатая девочка, которая ещё подростком была в разы умнее своих взрослых братьев. И мальчик-коротышка, который так и не вырастет выше 140 см, из-за чего будет всю жизнь страдать и желать доказать всему миру свою значимость. Она — со своими амбициями и риском — хотела научиться летать, понять и преодолеть законы природы, он хотел сохранить её от падения и гибели. Эта история непростых взаимоотношений двух очень разных людей, одновременно это история Италии, которая из монархии превратилась вначале в диктатуру Муссолини, а потом в республику.


    «Никто и никогда специально не делает ничего плохого, прелесть зла именно в том, что оно не требует усилий»

    Сюжет построен в виде двух параллельных линий. Мы оказываемся в осенние дни 1986 года в католическом монастыре, где умирает скульптор Микеланджело Виталиани, последние 40 лет жизни проведший в тишине и уединении, не принимая заказов, не создавая своих шедевров. Здесь же в подвале хранится его самое знаменитое произведение — «Пьета», статуя, изображающая Деву Марию, оплакивающую снятого со креста Сына. Глава за главой уже впавший в кому художник словно рассказывает нам свою жизнь, в то время как мы постепенно узнаём о том, почему он стал отшельником и в чём заключена главная тайна его последнего изваяния.


    «Потерять вкус к свободе ещё хуже, чем утратить её саму»

    История погружает нас в пучину человеческих и социальных противоречий, в проблемы нравственного выбора, когда ты жаждешь признания и успеха, но необходимо поступаться своими принципами, служа тоталитарному режиму. Здесь мы встречаем и подковёрные интриги ватиканских епископов, и соперничество скульпторов, попадаем и на дно флорентийских забегаловок, и в великосветские дома Рима... Одновременно он так великолепно (архитектурно) построен, так приподнимает нас от земли, устремляя к чему-то самому важному и лучшему, что в нас есть. Пусть книгу критикуют за некую "сказочность" сюжета, за "картонность" героев. Я увидел здесь красоту, почувствовал запахи и вкусы, ощутил солнце Италии на коже...

    Прекрасный роман, который вошёл в мой ТОП прочитанного в этом году.

    16
    613