Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Empty Grave

Jonathan Stroud

  • Аватар пользователя
    Ketiluyl26 октября 2025 г.

    Бывают книги, о которых можно сожалеть, что они не встретились тебе раньше: вот были времена, когда история попала бы в самое сердце, думаешь ты, но сейчас время этой книги ушло. Бывает и так, что книги так и остаются в твоем прошлом, когда лучше не перечитывать, чтобы сохранить те светлые, восторженные впечатления от погружения в новую историю. Бывает и такое, что какое бы ни было время, ты не можешь пересечься с книгой. А вот есть и те, что и сейчас хорошо, но есть легкое чувство сожаления, что вот попалась бы мне эта книга лет так в 12-13-14… И сразу же вспоминаются детские/подростковые увлечения, которые накрывали с головой, создавали в голове целый отдельный мир, звали навстречу приключениям, поискам чего-то неизведанного и определенно интересного.

    Цикл Джонатана Страуда «Агентство Локвуд и компания» для меня из последней категории. Это отличный приключенческий цикл для подростков: с городским фэнтези, мистикой и хоррором. Со своим отдельно продуманным миром, где несколько десятилетий назад в Британии случилось нашествие призраков, получившим название Проблема. Проблема изменила Британию, как будто бы отрезав ее от всего мира. Проблема изменила привычный жизненный уклад, когда дети и подростки стали единственной ниточкой для спасения и защиты, потому что только они способны видеть призраков. Но дети есть дети, поэтому по большей части ими руководят взрослые, которые просто остаются в безопасной зоне. Хотя есть даже и те, где нет взрослых. И вот как раз про одно из таких – про Агентство Локвуд и компания – и идет речь.

    Это агентство мы видим глазами сначала его нового сотрудника, а затем уже полноценной и неотъемной единицы коллектива – Люси Карлайл. Через нее мы знакомимся с главой агентства – загадочным Энтони Локвудом, в прошлом которого скрыта трагедия. Благодаря Люси мы узнаем увлеченного исследователя Джорджа, погружаемся в быт дома на Портленд-Роу, 35 и знакомимся с другими персонажами, появляющимися по мере развития сюжета. За динамикой Локвуда, Люси и Джорджа следить интересно. Можно сказать, что в разных вариациях это знакомая динамика. Мне лично ближе сравнение с Шерлоком Холмсом с его несравненной Бейкер Стрит. Но в тоже время во мне отзывается переход от просто коллег к, можно сказать, семье, когда под одной крышей собираются близкие по духу люди. И мне нравится, что автор показывает далеко не идеальных персонажей, какая бы маска таинственности и загадочности не была на Локвуде, как бы ни была совершенна Холли Манро – они все могут ошибаться, сомневаться, делать глупости.

    Конечно же, одним из главных героев является Лондон, который с его опустевшими ночными улицами, призрак-лампами, порогами, обитыми железом, пучками лаванды и заводами на окраине, является полноценным персонажем, который одновременно завораживает таинственной красотой и пугает притаившейся в его тенях смертью, изоляцией плотно закрытых и укрепленных домов.

    С каждой новой книгой, с каждой новой мини-историей (которая не существует сама по себе, а крепко вплетена в общую канву) автор все больше раскрывает нам детали придуманной им истории, оставляя загадки на последних страницах (от личной тайны Энтони Локвуда до вопроса, как же так получилось, что Британию наводнили призраки). Оглядываясь на цикл с его последней книги, могу только порадоваться тому, как с самого начала автор грамотно развешивал ружья, расставлял акценты и приоткрывал грани истории, чтобы не просто привести героев и читателей к какой-то определенной точке, а действительно раскрыть секрет, в чем же суть Проблемы.

    И вот уже в финале истории наши герои видят другой Лондон, мертвый Лондон, можно даже сказать: совершают путь Орфея, что символично отсылает к эмблеме одного из тайных обществ мира книг, но выносят оттуда совершенно другие выводы, нежели антагонисты истории, видя в Другой стороне – мир, который до поры до времени должен быть закрыт для живых.

    Повествование идет от первого лица, но в ходе истории это смотрится так гармонично, что этот факт быстро выпадает из внимания. Разве что отдельные приемы описания, - когда сцена стремительно разворачивается, но рассказчик описывает детально, а потом все же замечает, что все это произошло за секунды, да временные рамки повествования в последней книге, когда рассказчик предстает нам в финале, рассказывая про последний отчет о деле, а уже после начинает историю, как они до этого дошли, - обращают на это внимание.

    Можно посетовать, что книги все же ориентированы на подростков, а так бы хотелось углубиться в атмосферу мира, где существует Проблема (и как любопытно, что существует она только в Британии, как же страна взаимодействует с остальным миром?), в конфликты (на примере одного из героев – Квилла Киппса – нам показывают, какой бывает тяжелый переход, когда с годами у тебя исчезает возможность видеть призраков и вот ты становишься обыкновенным взрослым, с одной стороны, стандартный прием показа взросления – особенно глазами подростка, - но с другой, а ведь можно было бы развернуться).

    К условным минусам я бы отнесла некоторую однозначность в разделении на положительных и отрицательных персонажей. Безусловно, это можно списать на взгляд подростка на черно-белый мир взрослых, но мне, как взрослому читателю, иногда не хватало моральной сложности. Я бы с радостью прочла "взрослую" версию этого цикла, где грани добра и зла были бы более размыты.

    И все же можно сказать, что то, как цепляют и минусы книги – просто хочется историю побольше, поглубже, быть может, и помрачнее - как раз один из показателей хорошей истории, которая не отпускает, заставляя обдумывать детали (а что происходит с образованием детей, когда вся их жизнь до какого-то возраста подчинена борьбе с призраками, есть ли система адаптации? Какова природа Черепа? Я рада, что его история для нас так и осталась загадкой, но загадки на то и есть загадки, чтобы будоражить умы, и не даром на последних страницах вновь мелькает намек на дальнейший вопрос, пусть финалу цикла это и не мешает) – ах, попались бы мне эти книги в мои лет 12-13…

    В итоге, отличный цикл, который я прочитала на одном дыхании, книга за книгой – и не было ощущения, что где-то перебор, что надо бы отдохнуть и переключиться, что есть усталость от истории. Это было прекрасное время – даже в моем взрослом возрасте.

    7
    84