Рецензия на книгу
Имеющий уши, да услышит
Татьяна Степанова
Аноним24 октября 2025 г.О людях и монстрах
«Имеющий уши, да услышит» - исторический детектив, но необычный. Во-первых, главными героями этой книги являются реальные исторические личности: Клэр Клермонт, возлюбленная Байрона, и Евграф Комаровский, основатель и командир корпуса Внутренней стражи. Эти персонажи не были созданы автором, а скорее, Татьяна Степанова оживила людей, которых мы знаем только по историческим документам. Да, все события книги, начиная от самого факта знакомства Клэр Клермонт и Евграфа Комаровского и заканчивая их совместным расследованием ужасных убийств, - плод воображения автора. Скорее всего, герои, которых мы встречаем на страницах книги, имеют мало общего со своими историческими прототипами, но тем не менее Татьяна Степанова умело использует реальные факты и детали их биографий, чтобы Клэр и Евграф предстали перед нами как живые личности со своими взглядами, проблемами и страстями.
Во-вторых, хотя действие и происходит в 1826 году, автор предупреждает, что написала не совсем историческое произведение; эта книга - о жизни в переломные годы, в годы больших потрясений и в годы изменений, а значит, имеет куда большее отношение к современности, чем может показаться на первый взгляд. Во время поисков убийцы перед героями встают острые вопросы, на которые нет однозначных ответов. Что есть абсолютное зло и можно назвать злым человека, который способен как на невероятную жестокость, так и на проявление бескорыстной доброты? Является ли свобода ценностью сама по себе, если она ведет к анархии и разрушению? Возможна ли в принципе свобода выбора, или это лишь иллюзия? И так ли уж велика разница между преступником, калечащим и убивающим своих жертв, и государственным аппаратом, ломающим человеческие жизни ради сохранения статуса кво?
История ставит героев на противоположные грани идеологического спектра: Клэр Клермонт – сторонница свободы выбора и свободы мысли, в некотором роде даже анархистка, в то время как Евграф Комаровский – жесткий консерватор и сторонник монархизма. Но хотя эти разногласия неизбежно ведут к конфликтам, они все же находят способ работать вместе. Более того, происходящие события заставляют их постоянно пересматривать и ставить под сомнения не только взгляды оппонента, но и свои собственные. Оказывается, что Комаровский вовсе не так жесток, как кажется поначалу, а его крайне правые взгляды происходят из желания защитить то, что уже есть, от разрушения. Оказывается, что стремление Клэр к абсолютной свободе происходит от того, что она слишком хорошо знакома с теми оковами, которые накладывает общество на женщин, но и Клэр в итоге оказывается вовсе не так милосердна и справедлива, как она утверждает.
Но несмотря на все лирические отступления, детективно-криминальная линия занимает центральное место в сюжете, и она захватывает с первой страницы. Фактически, у нас есть два преступления: серия нападений и изнасилований женщин в Одинцовском уезде и жестокое убийство семьи стряпчего. Клэр считает, что эти преступления совершены одним человеком и что главной целью убийцы была дочь стряпчего, над которой надругались после смерти. Но так ли все просто? Раньше преступник нападал на свои жертвы в безлюдных местах, а не вламывался к ним в дома, и тем более не убивал целые семьи, чтобы удовлетворить свою страсть. Раз так, то либо у преступника была веская причина, чтобы изменить свой modus operandi, либо убийство не связано с нападениями. И это не единственная странность в этом деле. Зачем погибшая дочь стряпчего ходила на заброшенное кладбище? Как все это связано с жестоко убитым много лет назад помещиком, которого в окрестностях называют не иначе как Темный? И при чем здесь человек с головой оленя?..
Расследование прописано очень обстоятельно, с прямо-таки профессиональной тщательностью. Описанию места преступления, найденных улик и обследованию тел посвящена целая глава, и хотя Комаровский формально отстранен от службы, в его действиях легко прослеживается четкая методика: очертить круг причастных, допросить свидетелей, обыскать возможное место преступления. Единственное, что меня огорчило - несмотря на хорошо проработанную детективную линию, личность убийцы в принципе невозможно вычислить или предсказать; он просто возникает в финале, как фокусник на сцене или как игрушка-попрыгунчик, выскакивающая из коробки.
Однако меня порадовал мотив убийцы: несмотря на обилие мистических элементов и рассказов о темных духах, которым и смерть не страшна, логика преступника оказалась ужасно приземленной. Ведь оказалось, что злодей вырезал целое семейство и продолжал убивать, оставляя за собой цепочку из трупов, всего лишь из-за денег. Нет, не так: из-за очень больших денег – из-за достаточно неприличного количества денег, чтобы за них подставить и отправить в могилу собственного брата.
Забавный факт: пытаясь самостоятельно вычислить убийцу, я попалась в ловушку, которую автор, по всей видимости, даже не ставила. Из-за явного сходства между убийством семьи стряпчего в Одинцово и убийством семьи еврея-ювелира в горах Австрии почти тридцать лет назад, свидетелем которого также был Комаровский, я решила, что их совершил один и тот же преступник. И стала искать подозреваемых среди тех, кто мог совершить первое убийство. И нашла только одного человека – Христофор Гамбс, управляющий имением Постниковых. Он немец, и вполне мог в нужное время находиться в Австрии; он достаточно стар, чтобы совершить убийство тридцать лет назад; и он врач, что дает ему достаточно знаний об анатомии, чтобы быстро убить человека. Увы, как оказалось, Гамбс здесь совершенно не при чем, а старое убийство в Австрии так и осталось нераскрытым.
А вот что мне категорически не понравилось, так это романтическая линия между героями.
Во-первых, Евграф Комаровский старше Клэр почти на 30 лет, а во-вторых, он женат и у него есть дети, пусть даже его семья не появляется на страницах книги. Кроме того, Евграф влюбляется в Клэр с первого взгляда, а я очень не люблю этот троп. Впрочем, чувства Клэр развиваются постепенно, и они осложнены не только разницей в их положении, но и тем, что она не может не сравнивать Евграфа со своим предыдущим возлюбленным, лордом Байроном - даже после своей смерти поэт незримо присутствует в их отношениях.В первой половине книги романтическая составляющая сюжета очень легкая и присутствует скорее намеками, а вот ближе к финалу игнорировать любовную линию становиться сложнее, хотя я честно пыталась это сделать.
750