Рецензия на книгу
Две недели в сентябре
Р. С. Шеррифф
Аноним24 октября 2025 г.Маленькое счастье
Классификации литературных сюжетов небогаты. Обычно их насчитывают четыре (как Борхес), шесть (как принято в литературоведении), максимум тридцать шесть (как посчитал один умный и творчески одаренный исследователь). Такая «скудость» сюжетных схем расстраивает и заставляет читателя сомневаться в их правдивости. По мне, так чистое удовольствие вписывать в столь формальное восприятие мировой литературы вновь прочитанное произведение. По Борхесу, роман «Две недели в сентябре» укладывается в схему «Возвращение домой». Та, конечно, еще «Одиссея», но зато предельно милая и искренняя.
История создания романа говорит о творческом кризисе, в котором писатель и драматург Роберт Седрик Шеррифф создал этот неожиданный, с годами только становящийся только более вкусным и актуальным, текст. Довольно долго он не мог написать ничего стоящего, думая скорее о претенциозном, нежели о настоящем. Тогда автор решил описать день за днем жизнь семьи отпускников. И сделал это так неожиданно искренне, красиво и глубоко, что вот уже почти сто лет книга привлекает к себе внимание. Пусть она не находится в первом ряду массовой или интеллектуальной литературы. Но «Две недели» переиздают, читают и по ней буквально планируют отпуск. По крайней мере, я во время чтения неоднократно ловил себя на мысли, что пора поехать хоть куда-нибудь и отдохнуть.
В книге нет конфликта. Порою накатывает тот или иной мотив, претендующий стать серьезной проблемой для героев, но счастливо откатывает, как волна прибоя. Перед нами пять человек из английской семьи, проживающей в дальнем пригороде Лондона и относящейся к «нижнему среднему» классу общества. Удивительно, но материальное мало занимает героев, хотя и определяет их стиль жизни и поведение. Они довольны и покорны своей судьбе и кошельку. Что можно, то можно, чего нельзя, того и не видать. Впрочем, иногда случаются «видения» лучшей жизни – переезда на более респектабельную улицу или получения более квалифицированной и интересной профессии. Но видения эти выглядят как устремления положительных героев к светлой мечте, которая есть, но может и не сбыться.
Впрочем, о чем мечтать? Сейчас (на протяжении романного времени) почти все они, обретают свою мечту. Вырываются из привычного ритма будней и окунаются с головой в отпускные две недели в приморском английском городе и, с головой же, окунаются в море. На эти две недели они получают все, о чем только мечтают – собственную яхту (не ту, правда, о которой можно было бы подумать), развязные мысли о похождениях налево (тень таких мыслей), пьянство, отмерянное по линейке, любовную страсть, ограниченную тремя вечерами, но обставленную весьма театрально. Главное, они получают передышку, позволяющую каждому из них собраться с мыслями и набрать энергию, нужную, чтобы и дальше вести достойную, но довольно-таки рутинную жизнь.
Каждый герой имеет свое сомнение (некоторые даже не одно), но это сомнение преодолевает и растворяется в благости бытия, погружается в свое маленькое счастье. Роман – это песня маленьким радостям маленьких людей. Помните наставления про «маленького человека», которого жаль? Забудьте о них, читая «Две недели», воспойте гимн, достойный Гомера или любого из Евангелистов, гимн, посвященный маленькому, незаметному, тщетному и ничтожному человечишке, который прекрасен в своих мечтах, стремлениях и поступках. Который честен перед собой, своими помыслами и своими близкими.
Солнце, песок и мерные волны прибоя навеяли автору благостную атмосферу и сюжет, который развивается день ото дня, описывая немудреные похождения героев и их мысли о бытии. Под бытием мы разумеем разумную маленькую жизнь и огромный восторг перед красотой и благостностью отпускных двух недель.
Так и манит найти в романе что-нибудь библейское или как минимум мистическое. Что-то про создание мира, семь дней, четыре стихии, пять героев (ничего не припомню про именно пятерых героев, ну да накопать что-то можно). Сложную идею, которая лежит в основании… Тайны, скрытые за сюжетом и композицией… Вместе с тем отчаянно хочется, чтобы ничего этого не было.Роман логично и честно построен. В нем даже слишком много английского рационализма, расписаний поездов, порядков и привычек. «И положенный час приливам и отливам», как писал другой писатель в другом столетии. Главное, текст полон обаяния свободы и порыва, которые нам дает небольшой банальный отпуск, положенный каждой живой душе в европейском мире. Счастья провести этот отпуск с близкими людьми, со своей семьей – мужем и женой, детьми и родителями, братьями и сестрами. Этот момент близости и подлинности удивительно легок и навеян легким бризом моря на южной оконечности Англии. Если британцы могут так отдыхать и быть счастливыми, то чего нам сомневаться. Тоже будем счастливы. Нужно только дождаться отпуска.
сентябрь 2025
9128