Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним24 октября 2025 г.Я вырос в театре - в семье актёров, режиссёров и композиторов. С детства видел многое, что происходит за кулисами и ещё глубже - за их пределами. Это был любопытный, местами странный, но всё же ценный опыт.
Чего стоит одна только атмосфера: запах грима, пудры, губной помады, кофе, старых декораций и занавесной пыли - запахи детства .Поэтому, когда я читал "Театр", мне было особенно близко то, что чувствует Роджер - сын Джулии. Его упрёки матери, которая не перестаёт играть даже вне сцены, звучат слишком знакомо и правдиво:
«Для тебя нет разницы между правдой и выдумкой. Ты всегда играешь… Ты не существуешь. Ты — это только бесчисленные роли, которые ты исполняла…»
«Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это — боюсь, что никого там не найду.»Знакома эта двойственность. Я сам был частью театральной труппы - и на сцене, и за кулисами. Понимал их усталость, нервозность, радость после трёх-четырёх спектаклей в день и вечное ощущение, что живёшь на грани между реальностью и вымыслом. Каждый рабочий день тебя сильно выбивает из колеи, но это усталость с крайне приятным послевкусием. Это буквально стиль жизни - будто в "Степном волке" Гессе : ты как будто находишься в самом сердце магического реализма, как в театре Пабло.
В этом смысле я согласен с Джулией, когда она говорит:
«Весь мир — театр, в нём женщины, мужчины — все актёры».Но в её устах эти слова звучат не как цитата, а как кредо. Джулия уверена, что именно артисты - единственные по-настоящему живые люди, потому что они придают смысл чужим чувствам, превращая их в искусство. Остальные же - лишь тени, нужные для того, чтобы ими играли. И в этой мысли, как ни странно, есть своя правда: актёрство действительно требует от человека всего - души, тела и сердца. Без этого ничего не выйдет.
Эта профессия - билет в один конец: ещё в училище тебя назидают быть инструментом, через который говорят другие, под началом мастера. Со временем грань между собой и ролью слегка, а иногда и не слегка (хых ), затирается. Театр у Моэма - это постоянное колебание между вдохновением и опустошением, светом и тьмой. Для одного актёр - вершина искусства, для другого - всего лишь мастер перевоплощений, трикстер, живущий вне привычных моральных рамок (что, впрочем, недалеко от правды). Когда-то даже считалось, что актёров нельзя хоронить на кладбище - настолько "нечистым" казалось их ремесло.
Моэм показывает жизнь актёров без прикрас: снаружи - блеск, остроумие и шарм, а внутри - усталость, куча сомнений, эмоциональная выжженность. Иногда кажется, что в их поступках нет морали, но потом понимаешь - человеческая жизнь сама по себе не менее противоречива, часто мерзка и полна слабостей.
Люди никогда не были примером целомудрия - возможно, именно поэтому мы вообще и существуем. Безликая кучка дураков, отчаянно пытающаяся спрятаться под маской "приличия" и вечно ищущая забвения, ведь это - самое доступное и рабочее обезболивающее.
Актёр - это тот, кто не отворачивается от этого. Он пытается смотреть прямо, как есть, и старается прожить весь этот хаос эмоций и чувств до конца.Что касается стиля - Моэм пишет точно и выразительно. Хотя, на мой вкус, роман немного затянут. Порой создаётся ощущение, что автор намеренно отдаляет разговор Джулии с сыном (на мой взгляд, ключевой момент и посыл романа), растягивает напряжение, и вместо того чтобы довести мысль до конца, внезапно переключает внимание на другое. Это не делает книгу хуже, но оставляет лёгкое ощущение недосказанности - будто вот-вот подойдёшь к сути, и тебя снова уводят в сторону.
Книга сильно откликнулась мне лично. Я постоянно ловил параллели с жизнью моих родных, которые когда-то прошли похожий путь - от актёрства до создания собственного театра. Эта усталость, невероятный труд, сцена как форма существования - знакомо не понаслышке.
В целом, Театр стоит прочесть. Особенно тем, кто хочет понять, что чувствует, и как видит мир актриса, прожившая жизнь на сцене и оказавшаяся на грани славы, одиночества и осознания своей истинной сути. Моэм мастерски передаёт атмосферу закулисья, где реальность и игра давно переплелись, а человеческие чувства становятся частью очередного спектакля.
Артисты у Моэма (по Моэму xD) - эмоциональные (как и в жизни), уязвимые, но по-настоящему живые люди. Они не умеют быть другими.
И, пожалуй, именно этим так притягательны для многих...11325