Рецензия на книгу
Мы
Евгений Замятин
NurreTabernacle23 октября 2025 г." В начале было слово, в конце будет цифра"
"А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает"
Н. Гумилев
Так получилось, что эту книгу я взяла почти сразу же после романа "MANIAC" Бенхамина Лабатута, который наполовину представляет собой художественную биографию Джонни фон Неймана, человека "способного посчитать все, что угодно".
Фон Нейман любил числа, мало кто может обвинить его в отсутствии системности, структурности и отсутствии математической логики. При всем при этом Джонни любил пошлые анекдоты, женщин и выпивку. В его жизни строгие математические формулы сочетались с любовью к жизни (хотя его работа как -будто не всегда этой жизни помогала).
Герои романа Замятина это такие "фон Нейманы" разной степени талантливости, лишенные его радостей. В мире автора нет "я", есть только "мы", единый, подчиненный строгому расписанию организм-механизм, в котором за тебя уже все решили: когда ты просыпаешься, когда и сколько ешь, на какую работу ходишь и даже когда и с кем занимаешься любовью. Вернее не любовью, ведь этого слова тут нет, сексом по сути, но автор вообще как-то обходит четкое обозначение процесса стороной.
Алкоголя здесь тоже нет, как и табака...как и своего мнения. В общем Джонни бы здесь не понравилось даже не смотря на то, что цифры тут повсюду (даже имена людей имеют цифровой код), граждане называются "нумерами", и все заняты на стройке великой машины - Интеграла.
А вот главный герой Д-503 в этом мире живет, верит во всемогущество коллективной воли, структурности системы и системности структуры, в то, что "дикого" человека необходимо упорядочить для его же блага и вот в эти все, знакомые нам по антиутопиям, пропагандистские идеалы.
В этом мире , окруженном зеленой стеной, даже погода и та предсказуемо идеальна, ни облачка, ни тучки. Синее небо, бетон и стройные шеренги нумеров по пути к светлому завтра.
У героя есть О, О получает розовые талоны, и они прекрасно проводят вместе личное время, О даже привязана к Д, но Д встречает свободную, непохожую на других И и.....весь его привычный мир и вера летят в тартарары.
Эта антиутопия меня не напугала. Все-таки и Орвелл и Хаксли и Этвуд (особенно она) и даже Пол Линч и многие, кто пришел после Замятина, смогли сделать это лучше, жестче, острее. в "Мы" за героями среди ночи не приходят стражи, они свободно изъясняются, не боятся, что их вольные мысли услышат. Наказание есть, но наступает оно лишь, когда основы мира действительно подрываются (буквально и переносно). В остальном кажется, что в этом мире любовь и привязанность вообще никуда не девались, персонажи сочиняют стихи, признаются в теплых чувствах (и не только ГГ), в общем похожи на нас с вами, только на наивных.
В 2025м году роман "Мы" звучит уже не как предупреждение о тоталитарном государстве, а скорее как о победе ИИ над человеком (чего стоит только упоминание создание музыки нажатием одного рычажка, чем не олдскульная нейросеть), написанное прекрасным языком.
Рубленные фразы, хлёсткие метафоры, мазки слов, которые разбросаны как бы в беспорядке, но с математической точностью передают чувства, мысли, отношения.
Прекрасные роман, который стоит прочитать хотя бы для того, чтобы видеть откуда выросло дерево с ветками в виде "Эквилибриума", "Дивергента" и прочих.
9331