Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
Marinars21 октября 2025 г.Средневековые убийства в стенах аббатства
Пожалуй, самый популярный роман о Средневековье создал итальянский медиевист Умберто Эко в далеком 1980г. Причем популярность и до сих пор вполне весомая.
"Имя Розы" - этакий сплав из детектива, монашеского образа жизни в 14 веке, политических интриг и бесконечных философских размышлений. Если приступать к этой книге только как к интригующему детективу, то совсем скоро станет скучно и грустно - это такая эфемерная база, на которую нанизываются слои текста потолще (да и в целом если смотреть на жанр детектива, то "Имя Розы" не могу сказать, что прям мощный представитель).
Как говорил сам Эко: чтобы погрузиться в средневековую жизнь аббатства, нужно поймать темпо-ритм, следовать за монахами с их размеренным распорядком. Этакий обряд инициации первые 100 страниц. Если сможешь их одолеть, считай, справишься с остальным романом. Не могу сказать, что спустя первую сотню стало прям заметно легче, но действительно будто бы свыкаешься и пободрее погружаешься в этот сплав историческо-философских дискусов.
В этом герметичном аббатстве, созданном Эко, представлена Европа того времени в миниатюре, отображающая переходный период к новому времени, с уничтожением старых взглядов и еще слишком тонкого, но все же ощутимого ветерка будущих достижений человеческой мысли (те же очки для чтения - чудо чудное) и переходу к эпохе Возрождения.
Но надо быть готовым к тонне воззрений различных монашеских орденов католичества и отдельных монахов в частности. Пришлось разбираться в бенедиктинцах, францисканцах и многих других, чтобы полегче лавировать среди споров. Хотя Эко глазами и ушами молодого помощника (Адсона) умного монаха Вильгельма Баскервильского (чувствуете явную отсылку?) знакомит читателей с мироустройством, с противоборствующими сторонами и воззрениями (чаще очень спорными) отдельных индивидов.
Вообще книга меня периодически пугала. Здесь нет кровавых подробностей (хотя парочка смертей была довольно кинематографична), но есть ужасающий религиозный фанатизм, двойственность понятий, тяжесть авторитетных мнений. Умберто Эко показывает, что единой истины нет, все можно повернуть разными углами и облачить в красивую (или порой отвратную) словесную форму, опираясь на именитых богословов древности. Как за маской святости могут скрываться откровенно мерзкие представители. Как за рвением веры - губительный фанатизм.
Пара сцен вообще войдут в мой мысленный список одних из мощнейших сцен литературы (исступление и слом человека под натиском суда; финальный диалог протагониста и антагониста)
Если попытаться подытожить, то роман мне дался непросто. Тематика монастыря в Средневековье мне сильно не близка, тонкости философских пространных рассуждений порой выбивали из контекста, медлительность сюжета порой утомляла.
НО!
Это определенно прекрасно написанный роман, с неожиданными вкраплениями уместного и чарующего юмора, протягивающий мосты из современного мира в мир средневековых отшельников. Также я слышала, что после выхода "Имени Розы" в разы увеличилось количество студентов на средневековое направление, а это шикарный показатель.
6241