Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Стена

Мэри Робертс Райнхарт

  • Аватар пользователя
    kolesov2010ural21 октября 2025 г.

    Мрачное лето приморского курорта, или «всё, связанное с этими убийствами, было поистине непостижимым»

    Американская писательница Мэри Робертс Райнхарт (1875–1958) за свою жизнь выпустила более 50 романов, а также сотни рассказов, стихотворений, путевых заметок, статей и несколько пьес. Наибольшую популярность имели детективы; достаточно сказать, что её часто называли (и называют) американской Агатой Кристи. Некоторые из них в дальнейшем были изданы и в нашей стране, включая относительно поздний (1938 г.) роман с не очень удачным во всех отношениях названием: «The wall».
    Действие данного произведения разворачивается в небольшом курортном городке, находящемся где-то на севере Атлантического побережья США. Главной героиней (от имени которой ведётся повествование) является одинокая дама под 30, по имени Марша, которая, несмотря на трудности, связанные с Великой депрессией, изо всех сил старается «держать фасон»: сохраняет штат прислуги, живёт на два дома (зимой — в Нью-Йорке, летом — на побережье) и т. п. И вот однажды в её летний дом заявилась бывшая жена брата (роковая красотка, живущая яркой жизнью и меняющая мужчин, как перчатки), которая была чем-то встревожена и пыталась раздобыть крупную сумму денег, чтобы уехать из страны. Вскоре её убили, следом та же участь постигла её служанку, и в дальнейшем число трупов продолжило увеличиваться. Поначалу основные подозрения пали на брата главной героини (которому после развода приходилось выплачивать бывшей супруге непомерное содержание), но потом оказалось, что мотив имелся едва ли не у половины населения городка. Тем не менее, истинного убийцу вплоть до последних страниц никто и не подозревал...
    Моё мнение об этой вещи: в сущности, нельзя сказать, что в литературном отношении она написана плохо. Но вот на книги Агаты Кристи по духу это на самом деле не похоже ни разу (в отличие, скажем, от ранее прочитанного рассказа «Губная помада»). Скорее можно говорить об определённом сходстве с произведениями Виктории Холт: та же общая минорность, унылость. Ко всему прочему, выглядит это крайне затянутым и как детектив — просто скучным.
    В общем, в своей оценке этого романа я вплоть до последних страниц колебался между 3 и 3,5. Но концовка значительно поправила дело, благодаря неожиданному повороту, касающемуся личности преступника, и своей относительной позитивности, так что, в конце концов, я решил присоединиться к мнению большинства (имея в виду средний балл на Лайвлибе). И всё-таки, если бы своё знакомство с творчеством писательницы я начал не с «Губной помады», а со «Стены», то вряд ли в дальнейшем мне захотелось бы обращаться к другим её произведениям.

    34
    265