Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Врата Смерти

Стивен Эриксон

  • Аватар пользователя
    Аноним19 октября 2025 г.

    Читать «Малазанскую книгу павших» с большими паузами между книгами невозможно. Убедилась в этом на собственном опыте, когда открыла «Врата мёртвого дома» и осознала, что вообще ничего не понимаю. Пришлось перечитывать «Сады луны». И удивительное дело: при первом прочтении книга мне совершенно не понравилась, было очень тяжело с ней справляться. Но при втором я даже получила от неё удовольствие!
    «Врата мёртвого дома» оказались столь же тяжёлыми для чтения, сколь и «Сады луны». Это было мучение. Но не исключаю того, что при повторном прочтении книга раскроется и позволит собой насладиться.

    Сюжетно это своеобразный вбоквел в сторону от основного повествования, но влияющий на сюжет в целом. Большая часть персонажей «Садов луны» занимается своими делами где-то далеко, а во «Вратах мёртвого дома» мы следим за двумя героями, перекочевавшими из первой книги, и за несколькими новыми.

    Любить нельзя ненавидеть — это про «Малазанскую книгу павших». Она странная. Неповоротливая. Тяжёлая. Но сколько же в ней всего интересного!

    Итак, персонажи. Автор разворачивает перед нами несколько линий. Первая — историк Дукер (который очень напоминает по вайбу Костоправа из «Чёрного отряда»). Он наблюдает за отступлением армии Малазана через пустыню. Эта линия — самая интересная и сюжетно наполненная. Глазами Дукера мы видим одного из величайших полководцев современности, который очень удался автору. Харизматичный, умный, смелый и несгибаемый.

    Вторая — Фелисин, дворянка, сестра одного из персонажей «Садов луны». Родная сестра сдала её в рабство во время имперской чистки. Персонаж живой и объёмный, но не очень интересный. При этом автор достаточно правдоподобно описал слом и деградацию юной девушки, попавшей в моральную мясорубку. Рядом с ней вьётся линия Геборика, жреца-отступника с отрубленными руками. Он утратил веру в своего бога, но бог не утратил веру в него. Интересно, во что выльются все его метаморфозы.

    Третья — яггут-полукровка, бродящий по миру десятки тысяч лет, и его друг, который исполняет роль стража. Самая бессмысленная линия. Драматичная — яггут-полукровка утратил воспоминания о зверствах, которые в ярости творил, но к чему она? История этих двоих отнимает огромное количество страниц у и без того объёмной книги. Но всё, что они делают — это куда-то идут и размышляют. Меня не расстроило отсутствие развязки — автор красиво закольцевал путь вечного страдания в беспамятстве. Но влияние на сюжет-то где?

    Четвёртая — линия бывшего имперского убийцы из Мостожогов, который жаждет отомстить императрице за совершённые ею поступки, и ради этого проходит всю пустыню. Сюжетно смысл линии в одном: именно этот персонаж передал книгу некоей провидице, которая пробудила вихрь Апокалипсиса. Но автор не бросает персонажа в подвешенном состоянии и даёт намёки на его дальнейшее развитие.

    Ну и пятая — линия Скрипача из Мостожогов. Он ведёт девочку, в которую в прошлой книге вселился бог, домой. Вторая линия без сюжета, которая абсолютно ни на что не влияет. Единственная польза этих персонажей — возможность взглянуть через них на Дом Азата. Ну и введение очередного яркого второстепенного персонажа — Искарала Прыща. Вообще, второстепенные персонажи в этой книге удались.

    Сюжет — одна из двух слабых сторон обоих книг. Он размазан настолько тонким слоем по нагромождению предложений, что уловить его становится очень трудно. Бессмысленные линии персонажей не вызывали бы отторжения, не будь они столь мучительно длинными. Да, история философских поисков яггута-полукровки и его друга могла бы стать интересной, урежь её автор втрое и выдай сюжетную нагрузку. То же самое и с линией Скрипача.

    Второстепенные антагонисты карикатурно-злые и карикатурно-глупые. Я такое не люблю. Гораздо интереснее, когда героям противостоит кто-то равный им по силе, уму, харизме и философии. А не просто: «Ой, я такой жадный трус, ненавидьте меня все, я создан именно для этого!"

    Вторая слабая сторона — язык. С «Садов луны» он не изменился, остался таким же громоздким и тяжеловесным. Его очень сложно воспринимать, мозг просто отказывается вникать. Очень много слов, очень мало конкретики и мало красоты. Тот же Тэд Уильямс тоже любил растекаться словами по дереву. Его трилогия «Ордена манускрипта» довольно объёмная, но читается легко и приятно. С одной стороны, такой кривоватый стиль играет на руку атмосфере. Мир Малазана жестокий и беспощадный, никто не застрахован от смерти или другой участи похуже. Не жалеют никого, даже читателя. С другой, очень хочется отжать «Врата мёртвого дома» как губку, чтобы выдавить всю воду.

    По атмосфере книга напоминает «Воина-пророка» Скотта Бэккера. Тоже тяжелейший путь через пустыню, тоже тема религии. Ну и обе книги основаны на реальных исторических событиях, только разных. Скотта Бэккера всё-таки намного легче читать, несмотря на его любовь к философии и рефлексии.

    Задумка с домами Азата — шикарная. Вмешательств богов на сей раз очень мало. Зато много оборотней, которых шинкуют пачками. К слову, оборотни тоже не избитые. Где ещё вы найдёте персонажей, умеющих превращаться не в одного волка, а в шестерых? Или не в одну крысу, а в целое полчище грызунов?

    Концовка отвратительная. Будто бы взяли из другой книги и прилепили её к «Вратам». Два тома автор нагнетал атмосферу, показывал, что невероятное везение возможно только при вмешательстве богов, а без этого опрометчивые поступки будут наказаны... И всё это для того, чтобы в финале «Врат» начать кататься на белом рояле из куста в кусты? Какая-то жалкая потуга, совершенно не вяжущаяся с основным повествованием. Персонаж шёл-шёл, подумал, передумал и пошёл обратно. Ну спасибо, именно ради этого я две недели продиралась через текст!

    Малазан — как болото, в котором можно увязнуть на неделю или две. Вроде бы интересно, а вроде бы хочется крикнуть: «Помогите!». Оценку поставлю шесть вихрей из десяти — ту же, что и «Садам луны». Книга совершенно другая по тону, по повествованию, по персонажам. Но всё ещё нескладная, как подросток в разгар гормонального шторма. Мне не очень понятно, почему у этой книги столь высокие оценки. Она плохая. Но потенциал огромный, только благодаря ему я продолжу дальше биться головой о врата Мёртвого дома.

    Отзыв на первую книгу, «Сады луны».

    10
    77