Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    kudatossonei18 октября 2025 г.

    Искусственный интеллект, философия, отцы и дети

    До первого прочтения думала, что это ужастик про монстров, а оказалось — философский роман. Для меня центральной стала тема создателя и его творения, которая работает сразу на нескольких уровнях.

    Чудовище учится чтению и получает первые знания о мире через поэму Мильтона "Потерянный рай". Поэма рассказывает о сотворении Адама и Евы, а также о падении Сатаны и его демонов. Само чудовище проводит параллели между собой и героями, сравнивая себя сначала с только что сотворённым Адамом, а затем с Сатаной, восставшим против своего создателя.

    С момента, когда у него появляется сознание, чудовище задаётся вопросом: кто я и что я здесь делаю? Это вечный вопрос, который издавна мучает человека. Каково наше место в этом мире, откуда мы взялись, и главное — зачем это всё? Монстр показывает глобальное положение человека в мире. Мы все оказываемся здесь без всяких объяснений, наделённые сложным сознанием и страстными стремлениями, которые часто только заставляют нас страдать.

    Франкенштейн в этом прочтении предстаёт безмолвным Богом, который не может дать никаких удовлетворительных ответов или по-настоящему утешить. Монстр олицетворяет глобальное одиночество человека. И любой, кто когда-либо чувствовал себя одиноким и отверженным — во власти депрессии или же действительно оказавшись в изоляции от общества, — узнает себя во многих размышлениях чудовища.

    А теперь спустимся от отношений Бога и человека к более земным и знакомым каждому — это отношения родителя и ребёнка. Это всё те же создатель и его творение, но на житейском уровне. Ребёнок точно так же не знает, откуда и зачем он взялся, а родитель не может дать ответы на все вопросы. Здесь можно увидеть и пример абьюзивных отношений: Франкенштейн — это буквально безответственный отец, который не смог дать ребёнку необходимых любви и заботы, и в результате травмированный ребёнок обращается к насилию.

    Франкенштейн — это и творец-художник. Он бьётся над созданием своего уникального произведения, а в итоге получается только неудачная пародия на его прекрасную идею. Теперь этот провал преследует его и не даёт покоя.

    Первые экранизации и инсценировки романа выделяли одну тему — самомнение человека, возомнившего себя Богом. Вся история сводилась к наказанию за такую самонадеянность, и мораль проста: нельзя идти против природы. Но в таком случае игнорируется всё развитие, становление и страдание чудовища — поэтому в таких экранизациях его делают безмолвным, лишают личности: здесь он бессловесный монстр, однозначная "ошибка". В книге именно его сознательность и чувствительность делают эту историю такой трагичной для обеих сторон.

    Благодаря этому роману Мэри Шелли также по праву считается родоначальницей жанра научной фантастики, и не только потому, что научные эксперименты лежат здесь в основе сюжета. Именно она ввела в культуру тему, которая стала классической в научной фантастике, а сейчас её обсуждение актуально как никогда. Это тема ответственности человека за свои творения и проблема отношений между человеком и созданным им искусственным интеллектом. Как относиться к существу, которое не является человеком, но при этом выглядит очень похоже и обладает собственным сознанием? Каковы последствия создания разумной жизни? Именно это обсуждается, например, в "Бегущем по лезвию", книге и фильме "Я, робот".

    Также Мэри Шелли породила ставший классическим миф о том, как наука создаёт существо, которое может уничтожить человечество. Её монстр больше, сильнее человека и приспособлен к выживанию в самых разных условиях. Эта тема развита, например, во франшизе "Чужой" — здесь искусственно созданное существо с идеальной приспособляемостью способно уничтожить всё живое. Один из фильмов франшизы даже называется "Прометей", а полное название романа Шелли — "Франкенштейн, или современный Прометей", и в этом фильме много смысловых параллелей с романом.

    В книге ещё много тем: можно обсудить историю взросления чудовища — здесь очень подробно описан процесс обретения сознательности; или инфантильность Франкенштейна, не способного ни взять на себя ответственность за своё творение, ни вступить в брак и построить семью со своей возлюбленной; или его слепой нарциссизм, с которым он стремится создать новую жизнь, — в то время как самые обычные люди могут делать это естественным и гораздо более простым и приятным путём.

    Исследователи согласны, что Франкенштейн также олицетворяет Просвещение, а монстр — развитие этой философии, которая в итоге привела к кровопролитию Великой французской революции. Феминистские прочтения раскрывают тему страха перед женской сексуальностью, из-за которого Виктор снова и снова откладывает свою женитьбу и одержим мечтой стать создателем нового человека без участия женщины, а позже отказывается создать существо женского пола (при этом он озвучивает страхи о её жестокости и возможном обретении независимости, которые не приходили ему в голову, когда он создавал существо мужского пола).

    Роман оставляет много пространства для рассуждений и самого глубокого анализа. Перечитываю далеко не в первый раз — и не в последний.

    5
    102