Рецензия на книгу
Гроза из преисподней
Джим Батчер
aruar16 октября 2025 г.В ожидании "Twelve months" – путешествие начинается
«I hope you’re one of the good guys, Mr. Dresden. We really need a good guy. I hope you’ll be all right»Если честно, в литературе я немного сноб. Не в том смысле, что читаю исключительно обладателей Пулицеровских и Нобелевских премий и лишь иногда, в качестве лёгкого чтения, пролистываю Букеровских лауреатов. Скорее наоборот – читать я могу практически всё. Просто прочитанные в юности тонны сетевого юмористического фэнтези и криминальных боевиков научили меня, что есть литература для чтения в междугородних автобусах и во время скучных лекций, а есть та, которая бередит душу. И хотя и в первой можно найти что-то ценное и по-настоящему большое – делать это, в общем-то, глупо и бессмысленно. Можно, конечно, найти редкую золотую монету, валяющейся на замызганном полу пивнухи, однако куда-как логичнее идти за ней в музей нумизматики. Я не отношусь к развлекательной литературе хуже чем к так называемой «большой». Просто в качестве развлечения литература всё-таки уступает слишком многим альтернативам, а вот катарсиса и движений души мне в моей скучной жизни взрослого сорокалетнего человека не хватает сильно. Так что, хотя читать я могу практически всё, литературу сугубо развлекательную последнее время люблю чуть меньше, читаю всё реже, ярких эмоций не жду и, как правило, не испытываю. Конечно, нет правила без исключений.
Прочитав в 2020-м году «Поле боя» – последний тогда, да и на текущий момент, роман серии «Досье Дрездена» – я долго оставался ошеломленным, опустошенным и онемевшим. Так бывает только после окончания очень хороших или, во всяком случае очень «попавших» в меня книг. Учитывая, что до этого паузы между романами всё больше затягивались, было непонятно: соберётся ли Батчер продолжать серию дальше и, если нет, если бы последним оказался «Поле Боя», то это была бы шикарнейшая точка длившейся двадцать лет истории. Я вознёс благодарности силам, подсунувшим мне в середине нулевых томик «Грозы из преисподней», оплакал расставание со всеми основными персонажами серии и слегка взгрустнул, что некоторые новые не успели получить достаточно развития, переиграл во все сценарии настолки «The Dresden Files Cooperative Card Game», мысленно вручил циклу звание «Лучшего урбанистического фэнтези ever» и, когда ещё через несколько месяцев никаких внятных разговоров о том будет ли продолжение так и не появилось, уверился, что прощаюсь с Гарри Дрезденом навсегда. А возможно и со всем урбанистическим фэнтези – лучше уже всё равно не будет. Как вдруг, пять лет спустя, я узнаю, что не только в январе 2026 выходит новый роман, но и как минимум ещё один твёрдо обещан публике. Что делать? У меня просто не было выбора: пришлось бросать всё и браться за перечитывание цикла. То, что я надеюсь будет серией отзывов, является моей попыткой не только вспомнить историю, но и вспомнить мои эмоции от неё – и по частям, и в целом. Ладно, пора ускорятся и переходить к самой «Грозе» – времени мало, ещё шестнадцать романов в очереди на перечтение, не стоит ещё и на вступление к рецензии полдня тратить.
«Гроза из преисподней» – первый роман серии и первый опубликованный роман Батчера вообще. До этого он написал три романа в жанре классического фэнтези, отчаялся, пошёл на курсы литературного мастерства, где долго противился рекомендациям попробовать писать в жанре тёмного урбанистического фэнтези, а когда сдался – писал специально следуя всем формулам, шаблонам и инструкциям учителя, чтобы доказать какая фигня получится. Получилась «Гроза из преисподней». Так что перечитывание «Досье Дрездена» – это ещё и отличный способ пронаблюдать в подробностях за становлением писателя, развитием писательского мастерства. Мне, кстати, по воспоминаниям казалось, что «Гроза» – один из худших романов серии и когда я перечитывал цикл раньше (понятно же, что я не первый раз Дрездена перечитываю, да?), вроде бы первая книга вызвала у меня несколько плевков и фэйспалмов.
Странно, но сейчас роман не показался мне слишком слабым. Простым – да, пожалуй. Возможно, местами банальным. Но в целом – крепко сбитый магический боевичок с динамичным сюжетом, харизматичными персонажами и простым, но приятным юмором. Логика мира, в котором паранормальное сосуществует с нормальным почти не раскрыта, так что повествованию легко удаётся оставаться непротиворечивым, персонажей пока ещё мало, их мотивация прямолинейна и примитивна, глубины в них маловато, но зато и никакого внутреннего противоречия в их поступках тоже нет. Гарри Дрезден – единственный открыто практикующий в Чикаго волшебник, он специализируется на поиске пропавших питомцев и предметов, регулярно сталкивается с недоверием и насмешками в свой адрес, но стоически сносит все невзгоды, пытаясь нормализировать магию как профессию. Выживать ему помогают подряды от Чикагского Департамента Полиции. Поскольку магия в этом мире объективно существует, пусть и тайно от большинства людей, то и преступления с использованием магии случаются, расследовать и, главное, проводить в отчётах как нечто совершенно нормальное, их кому-то надо. В Чикаго для этого существует Отдел Специальных Расследований, а лейтенант Кэрин Мерфи, глава этого отдела, время от времени привлекает Гарри к делам в качестве консультанта. Как и полагается в книгах подобного жанра, работа по очередному заказу полиции пересекается с поиском пропавшего мужа частной клиентки, к этому добавляются проблемы, связанные со статусом Гарри внутри магического сообщества, и события его личной жизни. Всё это бодро закручивается, энергично затягивается и образует плотный узел, эффектно разрубающийся в кульминации романа, приводя все линии к промежуточному завершению. В общем, действительно, как и рассказывал потом сам Батчер – по формуле. И я думаю, мне очень повезло, что, читая «Грозу из преисподней» в первый раз, я всё ещё был под впечатлением от «Дозоров» Лукьяненко, мне казалось, что просто помещать волшебство в реальный мир – это уже само по себе очень круто, и вообще мои вкусы ещё оставались достаточно непритязательными. Потому что читай я «Грозу из преисподней» впервые сейчас – я бы пожал плечами, заметил, что в целом неплохо и прикольно, и никогда бы к серии не вернулся.
Но, к счастью, сейчас я перечитываю. Знаю, что будет дальше, знаю, как сложатся судьбы героев и их отношения, вижу ружья и крючки – как те, что сыграют в дальнейшем, так и те, которые в дальнейшем будут только мешать, и в общем-то получаю чистое незамутнённое наслаждение фанбоя. И всё-таки... Что можно сказать по первой книге?
I’d made the vampire cry. Great. I feal like a real superhero. Harry Dresden, breaker of monsters’ hearts.Во-первых, сам Гарри. Он пока единственный персонаж, у которого есть хоть какая-то объёмность, остальные остаются функциями истории с парой-тройкой отличительных черт. Ну, возможно о Мерфи читатель может составить какое-то впечатление – но и это впечатление ещё основано не на её действиях и словах, а на том, как её интерпретирует Гарри. Так вот, уже в первой книге Батчеру прекрасно удаётся объединять в Дрездене, казалось бы, абсолютно противоречивые типажи героя. Он одновременно и гик-задрот, и супермен, и рыцарь на белом коне, и антигерой. Всё это останется с Дрезденом и в будущем, разве что гиковость с возрастом и большей вовлеченностью в общество почти пропадёт, трансформировавшись из не оставляющей ему времени на нормальную социальную жизнь одержимости магией в бесконечное цитирование «Звёздных Войн». Зловещесть и вообще склонность Дрездена к тёмной стороне пока выражается исключительно через упоминания об отношении к нему внутри Белого Совета, висящей над ним Дамокловым Мечом «условке» за убийство с помощью магии, и пока ещё смутными намёками на то, что воспитывал его настоящий архетипический злой маг-чернокнижник. «Антигеройская» составляющая Дрездена всегда будет наиболее спорной чертой его образа – даже в те периоды, когда он формально окажется на стороне Зла (а такие периоды будут), его донкихотство, граничащая с шовинизмом галантность и просто стремление взять на себя ответственность за всех и вся разом, будут слишком сильно просвечивать.
А вот могущество – которое, как легко догадаться, в цикле будет нарастать, в первой книге подано интересно. Встречающийся читателям на первых страницах частный детектив экзотической разновидности, собирающий по копейкам арендную плату, проживающий в супердешёвом не отопляемом подвале и ездящий на разваливающейся на ходу машине, настолько убедителен в образе неудачника, что несмотря на все его поединки с различными тварями, и на то, что из всех столкновений он так или иначе выходит победителем, поверить в его силу очень сложно. Тем более противники – об этом подробнее чуть позже – всякий раз предстают превосходящей и, по оценкам самого Гарри, практически непобедимой силой. Только в финальной битве, когда Дрезден откровенно глумится над формально главным антагонистом книги, отпуская шутки про преимущество формального образования, приходится признать – Гарри Дрезден, чародей-детектив, не просто бунтующий против устройства магического мира новичок, обладающий какими-то паранормальными способностями, а настоящий тяжеловес, член объединяющего полноценных волшебников Белого Совета. Другое дело, что он действительно очень молодой, всё ещё неопытный и, пожалуй, сам не до конца осознающий свой уровень.С кем бы ни приходилось сражаться Дрездену – с бандитами, вампирами, оборотнями, демонами, собственным либидо или подсознанием – он всегда будет выступать с позиции андердога и побеждать, если не чудом, то ценой невозможного напряжения и прыганья выше своей головы. Это, наверное, одна из главных фишек серии, но в этом же и одна из главных её слабостей. Для того чтобы сохранить правдоподобность такого положения вещей и совместить его с естественным развитием главного персонажа Батчеру приходится постоянно достраивать новые уровни своей вселенной. Получившийся в результате мир очень комплексен, сложен, безумно интересен, но и одновременно слишком монструозен, перезагружен и нагроможден. Это, простите за сравнение из игрового мира, напоминает географию «Dark Souls 2» – по отдельности каждый новый уровень крут и шикарен, его наличие безусловно хорошо для игры – но о том, как все эти уровни сосуществуют, лучше не задумываться. Потому что они не могут сосуществовать. Раз за разом усложняя морфологию своего мира, Батчер раз за разом вынужден переизобретать его синтаксис. В основном у него это получается, но всё-таки не всегда одинаково хорошо.
Впрочем, эта проблема более позднего Дрездена. Пока что Гарри молод и относительно беззаботен, мир его прост и линеен, а среди сопутствующих персонажей одни сплошные обольстительные красотки. В «Грозе из преисподней» мы знакомимся с, пожалуй, двумя главными женщинами в жизни Гарри Дрездена – Сьюзан Родригес и Кэрин Мерфи. Сьюзан пока ещё предстаёт целеустремленной, падкой на сенсации и на некоторых, могущих их обеспечить, волшебников, журналисткой, впечатлительной и беззащитной. Это изменится. Впрочем, всё равно, несмотря на её огромное значение для самого Гарри, для цикла Сьюзан останется важным, но всё-таки третьестепенным персонажем. В отличие от Мерфи. Лейтенант отдела специальных расследований вполне может претендовать на звание второго главного героя цикла, наравне с самим Гарри. В «Грозе» она занимается тем же, чем будет заниматься большую часть серии – пытается доказать, что это именно её история, что в её мире именно она – протагонист, и совершенно не важно, что по этому поводу думают читатели, заглавный герой серии, или сам автор. Не думал об этом в таком ракурсе раньше, но надо будет обратить внимание на динамику их с Марконе оппозиции – как сюжетной, так и системной. Вполне возможно, что если внимательно проследить, то основная борьба Света и Тьмы в серии происходит не где-то в Небывальщине среди духов и прочих сущностей, а между этими двумя.
Джентльмен Джонни Марконе – ещё один сквозной персонаж цикла – тоже появляется уже в этой книге. Правда, тут он ещё остаётся малоинтересным персонажем – достаточно шаблонный король криминального мира новой формации – не злой, не кровожадный, а просто очень умный, действующий вне правовой системы ориентированный на результат лидер. Позже он станет важным и значительным элементом истории, пока же он существует в основном, потому что каждый уважающий себя частный детектив обязан иметь какого-то антипода в криминальном мире, с которым они будут расходиться в вопросах закона, морали и средств, но раз за разом выступать против общего врага.Встречаются кроме этой четвёрки (Гарри, Сьюзан, Кэрин и Джонни) в книге и некоторые другие важные для дальнейшей истории существа, вроде Боба, духа-персонального компьютера Дрездена, и его же персонального надзирателя, мага Моргана. Однако о них говорить подробно пока рано, в «Грозе из преисподней» все они являются исключительно элементами антуража и инструментами продвижения сюжета. Самостоятельной ценности в них пока крайне мало. Непроработанность и какую-то излишнюю условность большинства второстепенных персонажей можно отнести к минусам первого романа. Сюда же, на мой взгляд, относится слишком плотная концентрация случайностей – случайных находок, случайных действий, случайных связей, случайных совпадений, случайных озарений. Без них в лёгком детективчике, конечно, никуда – но здесь это, прям, бросается в глаза и, наверное, портит впечатление от истории. Ещё бросается в глаза неудовлетворенное сексуальное желание Гарри, впрочем, тут я даже не знаю, стоит ли это считать минусом, или всё-таки вполне допустимым следованием стандартам жанра, к тому же оправданным вынужденным в связи с родом деятельности затворничеством героя. Да ещё сам магический мир пока скудноват, но это я почти наверняка говорю, помня об остальных книгах. Если бы я не знал об их существовании, возможно, наоборот, говорил бы, что автору в рамках одного романа удалось если не раскрыть, то обозначить очень широкую и насыщенную магическую реальность внутри нашей реальности, за развитием которой в дальнейших книгах будет безумно интересно наблюдать….
Причём, как минимум в последнем, был бы прав – действительно будет.
I had to maintain a fine balance between going in ready for trouble and going in asking for trouble.
Not that I was afraid, mind you.17595