Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Амалия

Сюльви Кекконен

  • Аватар пользователя
    Shattenolter15 октября 2025 г.

    Я нахожусь в полнейшем восторге, после прочтения этого произведения. Мне хочется ставить Сюльви Кекконен в один ряд с Золя, Боборыкиным и Чеховым (который, к слову, упоминается здесь) по уровню мастерства детализированного описания быта и психологии центрального героя, а также по схожему приёму, когда всё произведение, независимо от объёма, больше напоминает очерк, зарисовку.

    Здесь открытый финал, фрагментарное описание, но героиня продолжает находиться в привычной статике на протяжении практически всего повествования, из-за колоссального давления извне. Вокруг огромное количество родственников, соседей, каждый из которых стремиться дать какой-то поучительный совет. Амалия окружена с детства психологическим давлением, её постоянно ограничивали, вследствии чего её эмоциональные протесты, порывы чувств заглушались. Главная героиня старается переключать своё внимание на хозяйство: она сама убирает шесть гектаров полей, сама занимается скотом, сама чинит ограду и успевает периодически ещё посматривать за соседним имением, которое досталось её брату от отца. Сам брат живёт в Хельсинки, а в Такамаа (местность, где живёт Амалия), приезжает, в основном, летом с семьёй.
    Повествование в произведении с одной стороны неспешное, постоянно переключающееся на воспоминания о детстве Амалии, различных ситуациях, разговорах с родителями. Всё это важные элементы, из которых складывается общая картина воззрений героини. Также очень важно, что далеко не все её порицают, кто-то, например, тётя Ийда её, по своему, уважает.
    И все эти элементы прошлого так вплетены в повествование настоящего, что оттесняют будущее всё дальше и дальше. От начала до конца произведения проходит около двадцати лет, но в Такамаа будто царит безвременье. Тут всё застыло. Мало что тут меняется. Большинство обитателей живут своей жизнью, спрятавшись за оградами своих участков и лишь временами ворчат, что нужно ходить в церковь, огород вспахивать вот этак, а с мужем жить вот эдак. Тем и примечательнее Амалия в этом обществе. Конечно, с одной стороны, она жила так, как её с детства научили и наставили, но смерть родителей, уход Таави на войну, а затем взросление Антти в каком-то смысле раскрыли её. По крайней мере, она стала больше читать, больше задумываться о жизни. Она - самый живой человек в этой местности, как бы грустно от этой мысли не было. И со временем люди начинают замечать, что она изменилась, добавляя, что раньше она бы поступила не так, а по другому; саму героиню эти замечания задевают и раздражают, но она очень взвешенный и сдержанный человек. Самое, на мой взгляд, сильное в эмоциональном плане, так это то, что в старости Амалия сама осознаёт, что она стала чужой в доме, который она строила вместе со своим отцом, куда приехала в конце уже её невестка и стала наводить свои порядки, а любимые вещи, передававшиеся из поколения в поколение - стали хламом, заполнившим комнату Амалии (меня очень сильно растрогала сцена, где она увидела на полу кружку своего отца, сделанную из старинных медных монет).

    Мне очень понравилось это произведение с сильной героиней, с широкой палитрой персонажей, с прекрасным описанием быта, где у каждого предмета скрыта своя история, своё назначение.
    И тем неожиданней лично для меня была развязка произведения. Переломный момент ближе к концу ломает весь привычный уклад и раскрывает всё то, что таилось и было спрятано, что сдерживалось годами, чему мешали вырваться, что заглушали и пытались заглушить навсегда.

    6
    19