Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моральный капитал

Автор неизвестен

  • Аватар пользователя
    OlyaMirsanova14 октября 2025 г.

    Книга Ван Сяоши "Моральный капитал" представляет собой значимый вклад в область экономической этики и этической экономики, постулируя, что мораль является "духовным элементом капитала" и "незаменимой нематериальной силой", стимулирующей прирост стоимости и прибыли.

    Интересно рассматриваться книгу с точки зрения Сергия Булгакова, автора фундаментального труда "Философия хозяйства" (1912). Эта работа вызывает как глубокий интерес, так и ряд принципиальных философско-экономических вопросов. Булгаков приветствовал бы сам факт интеграции морали и экономики, но критически, наверное, отнесся бы к методологии и конечной цели такого "морального капитала".

    Преимущества книги 

    Признание неотделимости морали от экономики: Главное достоинство, полностью соответствующее булгаковскому взгляду. Булгаков, критикуя классическую политэкономию за её "гносеологическую греховность" (отрыв хозяйства от религиозно-этических основ), настаивал на том, что "хозяйство есть этическая категория". Ван Сяоши прямо утверждает: "Экономика неотделима от морали" и "Рациональному капиталу необходима мораль". Это совпадение в фундаментальной посылке — главная точка соприкосновения.

    Критика "Неупорядоченной экспансии Капитала": Автор признает, что мораль — "важная сдерживающая сила" против беспорядочной экспансии капитала. Булгаков, как сторонник христианского социализма, резко критиковал капитализм за его "хищный" и "недолжный" характер, основанный на меновом сознании и идолопоклонстве Мамоне. Любая теория, предлагающая сдерживание этой экспансии, была бы им одобрена.

    Акцент на Совершенствовании Человека: В книге мораль рассматривается как фактор, способный "совершенствовать моральные качества людей" и тем самым повышать конкурентоспособность. Булгаков видел в хозяйственной деятельности не только средство для удовлетворения нужд, но и поле для духовно-нравственного творчества человека, для его самоутверждения в добре. Пример Чжао Яфу как "национального образца морали и нравственности" иллюстрирует булгаковскую идею о труде как о служении и подвиге.

    Развитие Этической Экономики: Ван Сяоши позиционирует свою теорию как "основное положение экономической этики" и "стержневую аксиому этической экономики". Это соответствует булгаковскому призыву к созданию "научной этической философии" хозяйства, которая должна заменить бездушную политэкономию.

    Недостатки книги

    Ван Сяоши утверждает, что мораль "помогает увеличивать прибыль и эффективность" и является "духовным фактором увеличения стоимости капитала". Цель морали и капитала "сонаправлены" и "стремятся к достижению наибольшей пользы и выгоды".

    Для Булгакова целью хозяйства является не прибыль или увеличение стоимости капитала, а удовлетворение потребностей человека (телесного и духовного) и преображение мира (хозяйственная Софиология). Делать мораль средством для увеличения прибыли — это фундаментальное подчинение этики Мамоне. Вместо освящения капитала, это его оправдание. Булгаков требовал освобождения хозяйства от ига капитала, а не морализации капитала.

    Недостаточность Онтологического Основания:

    Проблема: В поисках сущности морали автор обращается к различным философским концепциям ("должное", Гегель, Кант), но в итоге сводит её к "объективным обязанностям и ответственности" индивида и коллектива перед обществом (исторический материализм).

    Критика с точки зрения С. Булгакова: Булгаков считал, что подлинное онтологическое основание морали и хозяйства кроется в Софиологии (Учении о Премудрости Божией), в образе Божьем в человеке и в Промысле Божьем о мире. Мораль не просто "первоочередное из должного" в социальных отношениях, это божественное требование, которое должно быть укоренено в религиозном сознании (православная этика). Отсутствие религиозного (софийного) измерения делает мораль уязвимой и относительной.

    "Моральный Капитал" как Фактор Производства:

    Проблема: Ван Сяоши прямо предлагает использовать моральный капитал "в качестве производственного ресурса" и "производственного фактора", который влияет на эффективность и прибыль.

    Критика с точки зрения С. Булгакова: Использование морали как инструмента для максимизации эффективности низводит ее до уровня обычного ресурса или нематериального актива (подобно репутации или бренду). Это обезличивание морали, превращение ее из внутреннего духовного закона в внешнюю технологию управления ("корпоративная этика"). Булгаков настаивал на литургическом, жертвенном характере истинного труда, который не может быть сведен к категории "капитал".

    Итог:

    Книга Ван Сяоши заслуживает внимания как голос, наконец-то признавший духовный голод и этическую нищету современной экономики. Однако, предлагая мораль как новый вид капитала, автор лишь заменяет идола рационального капитала на идола морального капитала. Подлинное должное хозяйство не нуждается в моральном капитале как средстве к прибыли; оно само должно быть целью, просвещенной светом Софии.

    6
    65