Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Безумный корабль

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Аноним14 октября 2025 г.

    Как это часто бывает с франшизами, продолжения получаются хуже первой книги, и здесь вышло как раз именно так. Пожалуй, главная проблема этой книги в том, что это абсолютно прямое продолжение истории тех же самых персонажей почти в тех же самых локациях. История стала медлительней, потеряла драйв, а все потому, что практически всех персонажей нам раскрыли в первой книге; все, кто должны были пересечься друг с другом — те пересеклись. У автора были масштабные идеи, бОльшую часть которых она не удержалась и вписала в первую треть Саги, из-за чего на вторую треть остались лишь обрывки. Мы уже видели почти всех персонажей в самых разных ситуациях, видели их реакции согласно характеру, так что здесь просто ничего не осталось, чему еще такому их можно подвергнуть, чтобы раскрыть с новой стороны, вот и получается, что персонажи пережевываются по второму кругу, потеряв уже существенную часть своего вкуса и своей яркости. Нет, история и персонажи все еще интересны, книга отличная, но на фоне первой она выглядит несколько блекло.

    Из новых (полностью и относительно) персонажей мы видим две группы: сатрап с Сериллой, а также Хупрусы из Чащоб. Первые ну очень скучные, сатрап типичный избалованный ребенок, которому власть в руки досталась просто потому что, он глуп, себялюбив, обычный нарик и высокомерный идиот, его даже злодеем назвать нельзя, просто тупой мажор с манией величия. Серилла же... просто есть. Никакой внятной предыстории, никакого раскрытия характера, просто очередной сильный и независимый женский персонаж, ибо в этих книгах в принципе быть не может плохих женщин, максимум запутавшиеся и невоспитанные, но вскоре осознающие, что нужно осознать, в отличие от мужчин, которые 50 на 50. Вот Сериллу отдали капитану, он ее изнасиловал, она страдает — вот короткая экспозиция ее арки, все остальное просто пустословие. Почему я должен ее жалеть? Я ее не знаю.

    Хупрусы. Первоначально жители Дождевых Чащоб представали таинственными людьми, но здесь от их таинственности не осталось и следа. Обычные люди со всякими наростами на теле, вот и все. Случайно оказались в странном месте, где живут и добывают всякие магические шутки из развалин, о назначении которых даже не знают. Общее впечатление о них сложилось такое, что они просто алчные уроды (в прямом и переносном смысле), готовые ради наживы рисковать жизнью, уничтожать реликвии и убивать драконов в спячке, создавая из их коконов (диводрева) живые корабли за очень дорого, при этом эти корабли тоже магические, но магия которых для них также непонятна, но им плевать, главное, чтобы семьи торговцев исправно платили. Совершенного сделали из двух диводрев? Упс, не надо было так делать, а то он поубивал кучу народу на почве сумасшествия. Но мы об этом никому не скажем! Ой, он второй раз всех убил. Двойной упс! О, его вытащили на берег, ну и ладненько, без нас разобрались! Когда там срок оплаты? После обвала подземных коридоров они, по сути, лишились доступа к новым игрушкам, это должно поумерить их аппетиты и заставить задуматься, как дальше жить. Кстати, а на что шли все их деньги? Только на богатые одежды и цацки? Неясно. И как они корабли строили, у них есть верфи на болоте? Ну-ну. Но это я так, придираюсь.

    Рейн — полный идиот. Сначала отправил Малте шкатулку со сном без разрешения, потом ее из-за него же начала донимать драконница, потом при похищении сатрапа Малта чуть не померла из-за его недальновидности, потом привез ее с собой в Чащобы, и вместо того, чтобы следить за ее безопасностью, тупо нажрался в самый неподходящий момент. Едва не погубил и Сельдена, потащив его с собой искать Малту. Еще и цацу из себя строит, мол, я не покажу лицо, пока ты не согласишься за меня выйти! Да я бы на месте Кефрии на пушечный выстрел не подпускал его к своим детям, как и вообще к народу Чащоб, а она вместо этого собирается бросить детей и отправиться в раздолбанный Удачный и вместо жителей Чащоб лично исправлять катастрофу. Мать года.

    Уинтроу и Малта как-то резко изменились. Малта вдруг в миг повзрослела. Нет, причины понятны, но это слишком резко произошло: она больше не взбалмошная и избалованная, больше не желает лишь больше цацек, даже в других начала видеть их детскую глупость, пропала хитрость, а вместе с ним и ум, и вот она уже мало чем выделяет среди остальных персонажей. Хотя ее изменение наиболее интересное, особенно осознание того, что мужчины могут быть иными, а не только, как ее отец, единственный яркий пример перед глазами. Уинтроу же вдруг как-то разглядел в Кенните его альтруистскую натуру и доброту, коих у него нет, рискнул ради него жизнью и даже убил человека, и теперь он его самый преданный фанат. В обоих случаях все произошло слишком резко. И не только это. Например, «Та, Кто Помнит» нашлась случайно и вот Уинтроу ее уже вытащил из темницы. Она перебила рыболюдей, про которых мы так ничего и не узнали. Также не раскрыли серьгу Этты, ведь для чего-то она была введена в сюжет? Или нет? Я думал, из-за нее Этта превратилась практически в рабыню Кеннита или вроде того. Непонятно, почему Совершенный спокойно плавает без члена семьи на борту, ведь всю первую книгу нас уверяли, что кто-то должен быть. Да и вообще, как работает тема со смертью трех поколений одной семьи на борту? А если владельцы после этого перестанут платить чащобцам, что те сделают? Сам живой корабль не позволит себя забрать! Вопросики.

    Во время прочтения поймал себя на мысли, что все события в книге так или иначе касаются одной семьи, на них прям свет клином сошелся, все особенные со своими живыми кораблями и видениями, у Янтарь какие-то предсказания о Уинтроу, который тусит с пиратским королем, а Альтия тусит с этой Янтарь, Малта спасает драконницу-королеву, с которой был связан Рейн, влюбленный в Малту, и так далее. Всё взаимосвязано большим клубком. Это не претензия, ибо почему бы и нет? Просто интересные «совпадения».

    Чему не откажешь автору, так это в сдержанности. Я бы не удержался и написал бы, как какая-нибудь Альтия дает знатную оплеуху Малте, ей бы не помешало, ну или Брешен, с которым она начала флиртовать. Или бы развязал руки паре-другой персонажей, чтобы те накостыляли некоторым особенно бесячим сволочам, но Робин Хобб каждый раз сдерживается, не скатываясь в банальный мордобой и решение проблем грубой силой, не считая нескольких моментов, где без этого никак. Для этого необходима завидная выдержка. Тот же Кайл Хэвен, которого Кеннит просто посадил на цепь, хотя мог убить и наговорить Уинтроу что-угодно. Хотя жнеца он кокнул.

    8/10 — слабее первой книги, но все еще очень добротное чтиво с интересной историей и лором, который начинает постепенно раскрываться, про змей-драконов было интересно узнавать, мир расширяется. Персонажи колоритные, но в этой книге будто немного забуксовавшие, надеюсь, в последней части накал страстей возрастет и финал окажется по-настоящему впечатляющим.

    6
    122