Рецензия на книгу
Спартак
Раффаэло Джованьоли
Openok_ok14 октября 2025 г.Мечи скуём мы из цепей
Книга читалась нелегко, но увлекательно. Благодаря ей я значительно углубила свои знания об истории Римской империи.
В самом начале основную трудность для меня представляли римские имена. Помимо самых знаменитых, например Суллы, Гая Мария, Цицерона и т. д., остальных героев запоминать было тяжелее, чем китайские имена в «Речных заводях». Во-первых, имена трехчленные, во-вторых, они повторяются, в-третьих, герои появляются группами, их довольно много.
Еще одна сложность заключается в том, что необходимо знать контекст эпохи, собственно, как и в любом другом классическом произведении. Я его знала довольно поверхностно, но мне стало интересно, поэтому смотрела ролики по истории, в частности про само восстание, про предшествующий период гражданских войн Суллы и его правление.
Надо быть готовым к тому, что в книге очень много географии, описаний римских улиц, дорог, зданий. Издателям не помешало бы приложить карту к истории, потому что большое место в тексте занимают подробнейшие описания перемещения войск, и приходится постоянно отвлекаться и искать в интернете, где они проходят, чтобы понимать картину, а не просто пробегаться глазами по незнакомым названиям, это очень отвлекает. В моем издании не было сносок, большинство латинских названий, начиная от одежды, заканчивая военными и гражданскими званиями, тоже приходилось гуглить. Справедливости ради надо отметить, что многие вещи автор поясняет и разжевывает сам, непосредственно по ходу текста.
Но действующих героев по ходу повествования становится меньше, к именам и названиям привыкаешь. Книга читается не быстро, но потраченного времени мне не жалко.
Автор, опираясь на первоисточники, додумывая недостающие детали, представляет свою версию восстания Спартака. Многие детали этого события мы никогда уже не узнаем, например, можно только предполагать, почему войско гладиаторов было разделено. Автор предлагает свою, очень поэтичную версию предательства соратников Спартака, обманутых отвергнутой и коварной женщиной. Вообще, манипуляции Эвтибиды — это что-то потрясающее. Очень метко написано.
Диалоги в книге прописаны очень точно и эмоционально. Да, они патетические, как и вся книга, но жизненные. Мне не особо понравились описания, они откровенно нудные. Но прямая речь, диалоги увлекательны, когда читаешь их, погружаешься с головой в книгу.
– Но ты, Цезарь, кто ты - друг наш или враг?
– Хотел бы быть другом и уж во всяком случае никогда не буду врагом.
– Ты можешь все сделать для нас?
– Каким образом?
– Выдай нам человека, владеющего нашей тайной.
– Как? Ты хочешь, чтобы я, римлянин, допустил восстание всех рабов, грозящее Риму гибелью? Чтобы я допустил это восстание, имея возможность его предотвратить?
– Ты прав. Я позабыл, что ты римлянин.
– И я желаю, чтобы весь мир был подвластен Риму.
– Ну конечно. Ты – олицетворение тирании Рима над всеми народами земли. Ты лелеешь мечту, которая превосходит безмерные замыслы Александра Македонского. Когда римские орлы раскинут крылья над народами всей земли, ты хочешь заковать эти народы в цепи, зажать их в железный кулак? Рим – властитель народов, ты – владыка Рима!Сцены сражений гладиаторов описаны захватывающе и зрелищно. Даже мне, никогда не увлекавшейся военным делом, было интересно. Уколы и ремарки в сторону религии очень меткие и сатирические.
- Я отношусь к вашим верованиям с уважением... и завидую вам... Но не разделяю их, потому что боги - вымысел, порождённый страхом черни, - так гласит учение божественного Эпикура. Когда нас постигают великие невзгоды, неплохо прибегнуть к вере в сверхъестественную силу и черпать в этой вере бодрость и утешение!.. Но когда вы убедитесь, что природа сама все творит и уничтожает, во всем пользуясь только своими собственными силами, не всегда нам известными, то разве возможно верить в так называемых богов?Образ Спартака сильно романтизирован. Автор даже сравнивает его с Наполеоном! Наивысшая похвала для полководца. Надо быть готовым к тому, что это идеальный герой. Он красив, отважен, мудр, справедлив, уважаем даже врагами. При этом чувствителен, он не раз проливает слезы над павшими товарищами или раздумывая о нелегкой судьбе рабов. Да и другие герои часто рвут на себе волосы, восклицая: «О боги! Горе мне!». Произведение довольно напыщенное и пафосное, с этим просто надо смириться.
Неизвестно, действительно ли Спартак был первым рабом, который не захотел иметь своих рабов. Не сохранилось источников со стороны гладиаторов, в чём была их цель — неизвестно. Но у меня есть сомнения по этому поводу.
Последняя сцена очень сильная, письмо Спартака к Валерии мне показалось трогательным. Вот вроде я с самого начала знала, чем всё закончилось, а всё равно кошки на душе скребут, когда читаешь.
В целом это произведение своего времени, автор писал про себя и современную ему ситуацию. Вряд ли гладиаторы были настолько сознательными и стремились вести борьбу против поработителей во всемирном масштабе. Но, безусловно, все речи Спартака — очень вдохновляющие. Эта вечная борьба угнетенных против угнетателей всегда будет привлекать к этому бессмертному произведению внимание.
8470