Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства
Томас Манн
glyaka13 октября 2025 г.Демо-версия бюргерской жизни
Я очень люблю семейные саги — как говорится, хлебом не корми. «Будденброки» попали ко мне в руки уже после детища Голсуорси, и я невольно их сравниваю, хотя они абсолютно разные.
В «Саге о Форсайтах» ты буквально проживаешь жизнь вместе с персонажами, находишься в их голове — причем не только с главными, но и с второстепенными. А у Манна ты получаешь демо-версию семьи в виде стороннего наблюдателя — глазами смотреть, руками не трогать.
Временные скачки, хоть и добавляли динамики, но мне хотелось немного глубже погрузиться в какие-то ситуации и узнать героев с разных сторон. Я понимаю, что это не психологический реализм, а философский. Автор через жизнь семьи стремится раскрыть больше проблемы общества, чем отдельной личности, и тем самым показать вырождение целого социального слоя. При чтении ловила себя на ощущении отстраненности. Возможно, Манн и добивался этого эффекта, потому что главный герой тут не Томас или Тони, а все Будденброки — этакий монолит с капиталом и духом немецкого патрициата.
В финале я задалась вопросом — в чем же причина вырождения семьи? Браки не по любви заключали и шли на уступки «фамилии» многие в те времена, однако к краху это никого не приводило. Отношения у персонажей были не отчужденные, что видно по общению Томаса и Тони, то, что она всегда могла найти в семье приют после любых бурь, принятие Кристиана таким, какой он есть, празднование рождества.
Мне показалось главная беда в том, что поколение сменилось, с учетом прогресса - кардинально, но гибким не стало. Жить по заветам праотцов-коммерсантов, которые делали свое дело не рефлексируя, а подчиняясь устаканенным догмам, уже не получается. Попытки делать «как надо» к успеху не приводят, а герои не могут с этим смириться — они начинают бороться с обстоятельствами, все больше утопая и оступаясь (а может, изначально нужно было искать «надо» в другой стороне?). Они не живут, а играют свои роли (почтенная матрона, сенатор), словно надевая маски своих предков, которые с каждый поколением все хуже и хуже держатся у них на лице.
Причем персонажи (восхищаюсь тем, как Манн буквально в каждого из них вложил определенные архетипические черты) пытаются найти что-то свое, НО, не снимая чужих масок, они просто убегают в «свою» реальность, а не меняют настоящее: Томас — в политику, Тони — в фанатичную веру в фамилию, Кристиан — в болезнь, Ганно — в музыку. Жизненная сила героев постоянно утекает, а с ней утекает и время величия их рода, некогда сильного и могущественного.
Момент с «книгой поколений» и детской шуткой фаталистичен и выступает как очень красивая метафора. В самом начале книги учитель выдает интересную фразу, которую впоследствии вспоминает Тони :
Тебе надо провести линию, дитя моё, а ты что делаешь? Ты проводишь черту!Невольно задумываешься о том, что та самая черта над родом Будденброков была проведена гораздо раньше, но никто этого не заметил.
4304