Рецензия на книгу
The Sleepwalker
Джозеф Нокс
Аноним12 октября 2025 г.Творчество Джозефа Нокса прочно ассоциируется с определенной эстетикой — мрачным нео-нуаром, разворачивающимся на мокрых улицах современного Манчестера. В последний раз мы возвращаемся к главному герою, детективу-констеблю Эйдану Уэйтсу, чья внутренняя надломленность зеркально отражает пороки расследуемых им дел. Автор вновь погружает читателя в исследование скрытой порочности за фасадом внешнего благополучия, хотя на этот раз, пожалуй, с меньшей изобретательностью.
Завязка сюжета строится вокруг поручения важного дела: караулить у больничной койки доживающего последние дни Мартина Вика — массового убийцу, окрещенного журналистами Лунатиком. Вик утверждает, что не помнит, как убивал, — якобы уже очнулся весь в крови; отсюда и прозвище. Но когда отключение электричества погружает больницу (а с ней и полгорода) во тьму, неизвестный злоумышленник совершает дерзкий налет на тщательно охраняемую палату Вика.
Третья часть напомнила первую, когда мне совершенно не понравилось то, что написал автор, но я все же дал ему шанс на рекреацию, что у него и вышло во второй части, которую я восхваляю и сейчас. Здесь же сюжет не замысловат, хотя в начале книги интригует, но потом все скатывается в мямленичество главного героя, все так же как в первой части цикла.
За что мне нравятся вся трилогия, так это за Манчестер — полноценный участник событий: вечный дождь, неоновые блики на мокром асфальте, затхлый воздух пабов — все эти детали работают на создание чувства тотальной безысходности. Однако, как ни парадоксально, именно в этой стилистической выверенности и кроется потенциальный недостаток, моментами концентрация нуарных клише становится избыточной, что, признаться, рискует вызвать у читателя ощущение некоторой вторичности.
«Блуждающего в темноте» следует охарактеризовать как проходной и даже не выдающийся образец жанра. Ему недостает той оригинальности и психологической глубины, которые позволили бы ему выйти за рамки жанровых конвенций. Произведение увлекает в процессе чтения, но едва ли оставляет сколько-нибудь значимое эмоциональное послевкусие после того, как последняя страница перевернута.
1078