Рецензия на книгу
Бесы
Федор Михайлович Достоевский
Аноним12 октября 2025 г.Бесы – существа в беспредельности
Религиозный, политический и философский роман «Бесы» – невероятно сложное, но очень глубокое и захватывающее произведение великого Федора Достоевского. Роман, который называли «предупреждением». Роман о болезни русской души, пророческое и до сих пор актуальное творение.
Вновь, чтобы разобраться в тонкостях сюжета и подтекста, необходимо тщательно изучить обстоятельства той эпохи, в которой рождался роман. В частности, убийство студента Ивана Иванова бывшими единомышленниками революционной организации «Народная расправа».
Замысел пришел к Федору Михайловичу в 1869 году. Что такое Россия после отмены крепостного права? Это бурлящее общество, это возникающие группировки нигилистов и западников, революционеров и либералов. Сам писатель в тот год находился за границей, в Дрездене. У него всегда было очень туго с деньгам и он вынужден был скрываться от кредиторов. Изначально у Достоевского возникла идея написать памфлет против нигилистов и западников. Но итогом этой огромной работы становится весомый роман, на создание которого уходит почти три года.
Достоевский предупредил свое и последующие поколения о том, чем грозит революционная деятельность, ставящая во главу угла разрушение и смуту, смерть и кровь. Но Россия не научилась ничему на своих ошибках. Буквально через неполные 60 лет грянет Революция 1917 года, после которой страна надолго погрузится в смуту… Почему за бесами пойдут миллионы? И почему это повторится еще много раз в XX веке (например, идеология фашизма и Гитлер)?
Две линии романа – линия Верховенского и линия Ставрогина – показывают нам, каким разным может быть бесовство.
Основная, может быть не сразу улавливаемая концепция романа состоит в том, что опасность может представлять любая идея (даже самая благая на первый взгляд), возведенная в абсолют. Все мы помним, например, Средневековье и «святую Инквизицию».
Петруша Верховенский – бес политический. «Слушайте, мы сначала пустим смуту….. мы проникнем в самый народ. Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут, да делают классические выстрелы или кусаются. Такие только мешают. Я без дисциплины ничего не понимаю. Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха! Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!»
Николай Ставрогин – Князь, великий грешник и «кумир» всех женщин и мужчин. Он располагает абсолютной свободой в своих действиях и мыслях, но так и не может обрести истинную веру. Им все одержимы, его одновременно любят и ненавидят, его слушают и им зачаровываются. Он почти всем героям романа принес какое-то горе или неприятность, но в то же время его боготворят, он видится им настоящим солнцем, великим князем и Иваном-царевичем. Ему пытались подражать, во имя него приносили жертвы, женщины приносили в этот мир незаконнорожденных детей… А он не мог любить никого, даже себя. И сейчас таких ставрогиных очень много…
Для меня самой острой, самой невероятной главной в романе является глава «У Тихона», где Ставрогин кается священнику в растлении маленькой девочки Матреши. После этого ужаса девочка приписывает себе преступление Ставрогина, по сути беря его грех на себя. Повторяя вслух «Я Бога убила», девочка идет и совершает самоубийство. Самоубийство самого Ставрогина, последующее уже после его исповеди Тихону, происходит потому, что он так и не смог искренне прийти к вере.. не смог победить свою гордыню, не смог раскаяться и признать свои грехи и искупить их благими делами…
Известный историк литературы Людмила Сараскина определяет бесовство как «болезнь души, потерявшей свои пределы». Бесы – это люди, которых выбило из здорового течения жизни. Люди, попавшие в хаос… «Существа в беспредельности», как говорит Достоевский устами своего героя в романе. В романе «Бесы» почти ни у кого из основных героев нет этих самых пределов.
Сейчас мы живем в эпоху огромного количества идей, сообществ и течений. Многие люди очень ведомы, «зажечь» их ничего не стоит. Они пойдут за любым более сильным и харизматичным лидером, даже не вдумываясь в то, что он несет в массы. Вот еще одна цитата Петра Верховенского из романа: «Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат, мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство». Потушить гения в младенчестве… Как это напоминает наши сегодняшние времена. Посмотрите, какие ценности сейчас звучат из средств массовой дезинформации…
Внутренние берега, внутренние пределы очень нужны каждому человеку. Именно они и предохраняют душу от разрушения.
Роман «Бесы», по моему глубокому убеждению, нужно перечитать еще не раз. Он не открывается сразу весь, но даже малая толика той мудрости, которую сознание успевает ухватить за одно прочтение, однозначно меняет что-то в душе…
~Julietta Vizer
17401