Рецензия на книгу
Морана и Тень. Плетущая
Лия Арден
Аноним11 октября 2025 г.Была магия, но не та...
Я как большая поклонница серии книг «Мара и Морок» с огромным нетерпением ждала выхода новой книги Лии Арден - «Морана и Тень. Плетущая». Надежды были очень высоки, ведь первая трилогия меня по-настоящему зацепила своим миром, магией и персонажами. К сожалению, хоть я и не могу сказать, что новая книга меня разочаровала, но тех восторженных чувств, как от предыдущих частей, я не испытала. Она оставила двойственное впечатление: с одной стороны, это качественное фэнтези с отличным авторским стилем, с другой ей не хватило той самой магии и харизматичных героев, которые покоряли в «Маре и Мороке».
Читается книга легко, язык автора, как и прежде, прекрасен. Атмосфера сумеречного, гибнущего мира, где мертвецы перестали умирать и восстали из могил, прописана очень убедительно. Мне понравилась сама задумка сюжета: история Витены (Ены), «плетущей», которая обладает даром предчувствия через узоры, и её союз с самой богиней смерти Мораной для исправления катастрофы мирового масштаба. Переплетение двух временных линий: «Прошлое» и «Настоящее» раскрывает трагическую историю главной героини и постепенно подводит к более масштабным событиям.
Только ближе к финалу история меня начала цеплять по-настоящему. Начало же, особенно главы «Прошлого», показались мне затянутыми. Хотя они и важны для понимания характера Ены и её сложных, полных обид и недомолвок отношений с княжичами Зораном и Рокелем, динамика явно страдала. Из персонажей, к своему удивлению, я никого не смогла выделить и полюбить так, как любила героев первой трилогии. Ена вызывает скорее жалость и сочувствие, чем восхищение. Её жизнь в доме князя Яреша - это история постоянного унижения, страха и борьбы за место под солнцем. Зоран, с его переменчивым отношением от ненависти к снисходительной опеке, и Рокель, более добрый, но пассивный, так и остались для меня маловыразительными. Даже Морана, могучая и уставшая богиня, здесь показана скорее как функция, движущая сюжетом, нежели как глубокая личность.
Я абсолютно солидарна с другими читателями в том, что на книге должна стоять маркировка 18+, а не 16+. Многие подростки читают эту серию, и в «Плетущей» присутствуют достаточно жестокие сцены насилия над главной героиней. Когда Ену вырывают из постели, избивают, волокут по двору и швыряют в темницу, где держат в холоде и голоде… Что касается постельной сцены с Златом, то я придерживаюсь мнения, что в фэнтези такого плана можно было обойтись и без неё. Я рассчитывала на более загадочный и эпический сюжет, а не на столь мрачный и приземлённый реализм в отношениях. Это не криминал, но это несколько выбивало из той сказочно-мифологической атмосферы, которую я ждала.
Несмотря на все эти недостатки, задумка мира и магии по-прежнему нравится. Сцена в подземном царстве, где Ена должна украсть нити Мокоши, а Морана вступает в схватку с Оземом и Сумерлой, напомнила мне о том, за что я люблю творчество Лии Арден. Именно эти моменты и финал, который открывает дорогу к продолжению, заставили меня принять решение, что вторую книгу - «Видящий», я читать буду точно.
Надеюсь, что дальнейшее развитие сюжета, выход на первый план магии и тайн, а также взросление и укрепление характера героев не разочаруют и смогут вернуть ту самую магию, что была в «Маре и Мороке».
53864