Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Монах

Метью Грегори Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним11 октября 2025 г.

    Фатальное падение монаха Амбросио

    Яркий и шокирующий готический роман конца XVIII века, написанный 19-летним юношей и вызвавший бурю скандала на голову автора. Обвинение в сексуализированности греха, богохульство и лживое обличение монашеской жизни ... Но так ли это?

    «Монах» рассказывает нам такую известную истину, как совращение Дьяволом, нравственное падение и неотвратимая и роковая судьба аббата монастыря Капуцинов, Амбросио.
    Зло, скрытое в личине добродетели. Монастырь, который казалось бы обитель защиты и всего святого, но и приютивший у себя Дьявола. Здесь, не просто романтизированное падение человека, который будучи считается святым и сенсацией для своего народа, не просто противостояние добра и зла, или же проверка истинной веры человека, посвятившего себя Богу. Это целый и бесповоротный механизм саморазрушения личности, который, как грязный ком похоти, грязи и холодности души, несется в разверстую пасть Ада.

    Несмотря на то, что сюжет сосредоточен на основной линии монаха Амбросио, история дает множество других вытекающих линий, являющимися отправной точкой для создания абсурдного мира автора, где Зло занимает самый высокий пьедестал. Льюис вырисовывает картину монастыря, как жестокое, угнетающее и растлевающее личность, учреждение ... Автор не принимает ни одну из сторон, ни занимается морализаторством: а-ля, что такое добро и что такое зло ... Здесь нет многостраничных размышлений, как должно поступить правильно, нет сомнений, человек просто идёт по пути греха ..

    И если в готике, всё это привычная тема для размышлений, то именно описание падения монаха, его греховности и поглощающего порока его душу вкупе с насилием/убийством и инцестом - как минимум, очень смело для своего времени, а как максимум, добротная работа, нагоняющая ужас, и заключающая в себе самые жуткие страницы в истории готической литературы.

    Мэтью Грегори Льюис умело сочетает в своём романе трагичную поэзию, старые легенды и мистический ужас, обрисовывая Дьявола вначале, как нечто прекрасное, что невозможно представить воображению, а в финале снял маску добродетели, показав истинное лицо Зла ... Кстати, что интересно: в романе именно женщины становятся жертвами злых происков, а совратительницей и искусительницей предстает лик Святой лже-Мадонны, такой небесной красоты ...

    Многие пишут, что финал вышел слишком сладким для столь жуткой истории и тут, я конечно же, поспорю: здесь такого нет, как по мне, роман хоть и наделён толикой романтизма, присущего тому времени, а если точнее, это рыцарские вариации спасения жертвенной жизни, то сама история грехопадения превосходит многим больше, нежели такие романы, как «Фауст», «Скорбь Сатаны» или же «Мельмот-скиталец».

    В общем, для меня, это было также хорошо, как и в первый раз. Решила, что куплю полный сборник автора и ознакомлюсь еще с его работами, а вам же, если вам нравится готика, также, как и мне, обязательно прочитайте «Монаха», увидьте самого неоднозначного героя готической литературы и погрузитесь в жуткую историю, где монастырь совсем не прибежище святых ...


    19
    333