Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Некровиль

Йен Макдональд

  • Аватар пользователя
    bikeladykoenig10 октября 2025 г.

    "Река Богов" по-мексикански

    Пару лет назад я читала «Реку богов» этого же автора. В «Некровиле» и в ранее прочитанной книги есть похожие элементы — самостоятельные электронные сущности - «сарисины» в «Реке» и «серафино» в «Некровиле». И в той и в другой книге люди могут модифицировать свои тела, только в ранее прочитанной книге мне не встречалось летающего героя, а в «Некровиле» он есть и сыграет одну из ключевых ролей в развязке книги. Действие «Реки» происходит в Индии, действие рецензируемой книги — в агломерации Трес-Вальес в Мексике (стр. 366, сборник «Некровиль», М.: «АСТ», 2023). По времени действия «Некровиль» ощущается более короткой книгой (два дня и ночь по сюжету), но более насыщенной событиями, «Река Богов» более медленная книга и наверное, более легкая, т. к. повествования от имени разных персонажей разделены главами (до какого-то момента эти истории можно читать отдельно). В ранее прочитанной книге есть космический странник (астероид Дарнли-285), а в «Некровилле» есть дальние планеты, над которыми человечество уже ведет работу, а под конец повествования появляются растущие в вакууме деревья. Да и некоторые персонажи могут работать в вакууме без специальных костюмов. При этом сознание мертвого человека можно сократить «до горстки текторов» (стр. 259), а когда понадобиться — отстроить новое тело. Это касается и предметов, когда жидкость из тектопластика превращается в автомобиль и обратно.

    В «Реке Богов» поражает контраст высоких технологий и устаревшего социального уклада. Насколько я помню, люди в ранее прочитанной книге все ещё смотрели сериалы, ещё было важно транспортировать в Индию айсберг, так как вода там была на вес золота. В «Некровилле» высокие технологии воспринимаются действующими лицами книги как само собой разумеющиеся, но возникают другие проблемы. Человечество нашло способ воскрешения, но при этом мёртвые более не воспринимаются окружающими как люди. На Земле для них выделено несколько мест проживания, остальная часть — за её пределами. Но не все так просто: в книге есть адвокат Йау — Йау, которая задумывается над сложными вопросами воскресших, так как память в процессе воскрешения тоже оказалось возможным изменить/стереть.

    «Насколько тому, что я помню, можно доверять? Какая часть жизни принадлежит мне? Являюсь ли я тем, кем себя помню?»

    Живые тоже задумываются над похожими вопросами, как это было с Тринидад, чью историю любви можно найти в книге: будет ли оживший человек таким же, каким был до своей гибели или это будет кто-то совсем другой. Есть в этой книге ещё одна история любви — Камагуэя и Элены, она более трагична (оба погибают). Но у Камагуэя находится человек, который может простить его ошибки и сохранить о нем память, а Тринидад избавляется от призраков прошлого и своих страхов. В этой книге пять главных героев: Йау — Йау, Тринидад, Камагуэй, Сантьяго, Туссен. Сантьяго для меня больше запомнился пассажиром мотоцикла и человеком, который в итоге попрощался со своей хандрой, Туссен — летающий человек, в чьих руках окажется будущее обычных и воскресших людей. В случае последнего автор больше внимания обращает на окружение этого персонажа, чем на него самого.

    В Цикл «Некровиль» помимо одноименного романа входят две повести - «Дни Соломона Гурски» и «Слеза», и два рассказа - «Убежище» и «Кольцо Верданди». На русском языке весь цикл полностью можно найти в одном сборнике в серии «Звёзды научной фантастики» от АСТ. На момент написания отзыва я читала только центральный роман, книга мне скорее понравилась своей насыщенностью и многослойностью. Когда открываешь книгу и видишь в первых строках слово «вирткомб», сразу понимаешь, что автор закинул читателя в будущее, а оно всегда очень интересно.

    11
    122