Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Помутнение

Филип Дик

  • Аватар пользователя
    Аноним8 октября 2025 г.

    После нелепо-карикатурных пришельцев, межзвездных перелетов, осуществляющихся по щелчку пальцев, многоруких-многоногих мутантов, трипов внутри сна, снаружи кошмара, «Помутнение» ощущается ударом в солнечное сплетение, а после – прыжком с разбега в ледяную воду. Минимум футуристических технологий. Взамен всему этому – параноидальная реальность, где улицы городов являются ржавыми рельсами наркотрафика, проституции и сломанных, искалеченных жизней. Каждый второй – дилер, каждый первый – секретный агент, пасущий субъекта под номером два. А по дорогам бродят призраки, опустошенные оболочки, готовые отдать всё, лишь бы обладать желанными пилюлями вещества. Сладких горстей не хватало которого.

    Главный герой Роберт Арктор – одновременно агент под прикрытием, носящий костюм-болтунью, что транслирует каждому встречному калейдоскоп размытых образов, и в тоже время наркоман, тусующийся в кругу себе подобных бездельников. По иронии судьбы он должен следить за горсткой этих падших индивидов, дабы отследить крупную партию особо опасного наркотика «С». И, следовательно, за самим собой.

    Если долго всматриваться в себя, можно ли увидеть в себе Другого, смотрящего на себя Другого?

    Транслирует ли камера какую-то иную, слегка видоизменённую действительность? Какой именно отпечаток снимает следящее устройство с нашей жизни?

    Ваше левое полушарие потеряло синхронизацию с правым…

    Гениальная в своей простоте и реализации идея, где реальность расплавленным воском сползает, обнажая новый слой реальности, а делирий всё нарастает и нарастает, словно снежный ком с горы, что будет падать вниз вечно. И нет этому конца. Как, собственно, и начала.

    Для Фила «Помутнение» (в оригинале «Скользя во тьме», но адаптация, как по мне, намного лучше и передаёт религиозный посыл книги) оказалась очень личной работой. Он посвятил её своим друзьям и знакомым, которые возомнили себя богами, играющимися с огнём. Пытающимися приручить стихию. И мало пробирающего финала (что редкость для автора, обычно они очень скомканы), так в конце он ещё оставил некролог, посвященный всем тем людям, что были наказаны зависимостью.

    Последние страницы романа, кстати, очень сильно напоминают «Реквием по мечте» Аранофски и «Цветы для Элджернона», а концепция тесно переплетается с другим контркультурным произведением, написанным Палаником и экранизируемым Финчером. Кто кем вдохновлялся, нам уже не узнать.

    В некрологе нашлось место и для самого автора. Он вписал себя туда ещё при жизни.


    5
    99