Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Jo confesso

Jaume Cabré

  • Аватар пользователя
    my_friendbook8 октября 2025 г.

    «...я часто размышляю о природе жизни, но передо мной встаёт смерть».

    ... И плещутся о грудь мою века,
    как плещутся о дамбу волны моря
    (Жозеп Висенс Фош, каталанский поэт, прозаик и эссеист).

    Очень сложно писать отзыв на книгу, которая удивила, поразила, впечатлила, но не понравилась.

    В этот роман либо влюбляешься сразу и безоговорочно, либо возникают вопросы.
    Так вот, у меня с ним любви не получилось.

    Роман со сложной структурой повествования, необычный, многослойный, полифоничный (я бы даже сказала какофоничный), многогранный, интеллектуальный, с глубоким философским подтекстом, полный загадок и тайн, открывающихся по мере погружения в плотные, громоздкие массивы текста — особенно в начале настолько вязкие, что я уже было оставила всякую надежду, что дочитаю до конца, но всё-таки смогла прорваться.

    Кабре смешивает века, страны, имена; повествование идёт то от первого лица, то от третьего, — и всё это в одном абзаце, без какого-либо разграничения.
    Я понимаю его идею и мне нравятся подобные стилистические приёмы, но в у автора получилось тяжеловесно, претенциозно и выглядит сомнительным решением.
    Этакая интеллектуальность ради интеллектуальности.

    Писатель проделал гигантскую работу, чтобы выявить истинную суть природы общечеловеческого зла, создал своеобразный научный трактат, в котором попытался соединить произведения величайших творцов человечества с многочисленными примерами проявления зла, чтобы показать панорамную картину мира, где зло проявляется в разных обличьях.
    Это настолько сложная задача, что одной книги будет мало — получилось громоздко, заумно, витиевато, не всегда уместно и не совсем в тему.

    Изобилие персонажей растягивает сюжет, отвлекая внимание от главных героев, некоторые из них так и остались в тени величия произведения.

    Самая сильная мысль книги — идея взаимосвязанности — что мы существуем не сами по себе, а являемся частью единого прошлого, формирующего и предопределяющего будущее, а память человечества запечатлена в произведениях искусства — прекрасных, великих и неподвластных разуму.


    Важнее не сами вещи, а те фантазии, которые мы с ними связываем. Именно это и делает каждого из нас личностью.

    Как пример, история скрипки Виал — единственной скрипки кремонского мастера Лоренцо Сториони, у которой есть собственное имя.
    Незримо присутствуя в жизни героев, она влияет на них и определяет их поступки и судьбу.
    Не её вина, что ради обладания ею пролилось столько крови, что люди сделали её источником зла, зависти и ненависти.

    Как зло поселяется в душе человека?
    Или оно там находится всегда и открывается только в определённый момент, когда подбирается подходящий ключ?


    Ад всегда наготове и только ждёт момента, чтобы войти и поселиться в нашей душе.

    И что можно считать злом?
    Убийство? А если оно совершено ради великой цели?
    Воровство? Даже если украл у вора?
    Обман? От которого не будет никому вреда? Зато исполнятся чьи-то мечты.
    Или холодность матери и отца, калечащая душу ребёнка?
    И возможно ли искупить абсолютное зло, причинённое одним людям через спасение других?
    Ответов Кабре не дает, лишь направляет, ведь у каждого своя правда.

    Адриа понял ещё в детстве, что людям ежедневно приходится делать нравственный выбор, потому что мы не существуем сами по себе и каждый в ответе за происходящее в мире зло.


    Я упорно ищу, где же кроется зло, и знаю, что не внутри одного человека. Может, внутри многих людей? Является ли зло результатом извращённой воли человека? Или нет, и оно исходит от дьявола, который вселяет его в людей, по его мнению подходящих для этого...
    ... изведи червя, изведёшь и гниль, сказано Господом. А это не так. Хоть и без червя, а гниль живёт в душе нашей долгие века.

    Последствие монументальной идеи романа — эмоциональная отстранённость.
    Когда практически на каждой странице читаешь об убийствах, насилии, издевательствах, трагических и порушенных судьбах, происходящее с героями меркнет на этом фоне — они выглядят как элементы общей концепции — им не сочувствуешь и не сопереживаешь, лишь в душе остаются тоска и безнадёжность и нет очищающих слёз, дарующих покой, утешение и свет.

    Единственным маленьким лучиком света для меня стала любовь Адриа к Саре — безграничная, искренняя, светлая, израненная злой волей, сохранённая в его сердце до самого конца, пока он помнил.


    Мне бы хотелось стать для тебя прибежищем. Но я не смог этого сделать, да и знал слишком мало. Может, мне и удалось укрыть тебя от нескольких дождевых капель, но от ливня — нет...
    Всё неправда, ты это знаешь. Однако всё — великая глубокая правда, которую никто никогда не оспорит. Эта правда — мы с тобой. Эта правда — я вместе с тобой, озарившей мою жизнь, любимая.

    Роман «Я исповедаюсь» создан для перечитывания, но я не буду, и с другими произведениями автора у меня желания знакомиться нет.

    Telegram: @my_friendbook

    9
    722