Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства
Томас Манн
Miku-no-gotoku7 октября 2025 г.Давно присматривался к данной семейной саге. Читал до этого по замечанию многих конкурирующую сагу про Форсайтов Голсуорси, притом давненько. Также читал китайскую семейную сагу про падение дома Цзя "Сон в красном тереме". Так что невольно всё сравнивал. С учётом времени от рождения первого Будденброка до смерти последнего прошло как раз более сотни лет, что намекает на вдохновение Маркесом данной сагой для написания "Ста лет одиночества".
Старый Иоганн Будденброк (1 поколение) хорошо поднялся и пришёл к успеху на фоне поставок зерна для Прусской армии и его дело продолжает его младший сын - консул Иоганн Будденброк (2 поколение). А главное повествование выстраивается уже вокруг его детей (третье поколение). Среди них старший сын Томас, который станет консулом в органах власти в Любеке, а позже и сенатором в единой Германии, а также продолжит дело отца и деда. Также дочь Антония ("Тони"), которая разменяет двух мужей: первый станет банкротом, второй будет пойман на измене. Также есть Кристиан, который не очень хваток в бизнесе и конфликтует с братом. Есть ещё Клара , младшая сестра. И четвертое поколение предсталено "Гано" Иоганном сыном Тома.
Фирма Будденброков ствла для меня "фирмой, которая занимается ничем". Какая-то коммерция после некогда поставок зерна в Прусскую армию. Исторические события, которые идут немного фоном, должны были подталкивать к сделкам в разных землях на фоне складывания Таможенного союза, к сделкам на фоне последующих интеграционных процессов, революционные процессы должны были сказываться не только на работе органов власти, в которых участвовали герои, но и на коммерции (завод бастует, соответственно не поставляет). Где все это?
Любовные линии, буржуазная чопорность раскрывалась, хотя и в любовных линиях той же Тони не хватило полифонии через взгляд со стороны мужей. Типа арбузеры, нищеброды, а она что? В Саге о Форсайтах Голсуорси в основном женско-мужском конфликте был дан взгляд с разных сторон. Здесь все очень однобоко. Для меня всю книгу вывезла линия малолетнего Гано - последнего Будденброка. У него видны были отношения с родителями, воспитателями, однокашниками, преподавателями. И претензии о недосказанности по матчасти уже не работают — он ведь мелкий.
На меня ориентироваться не стоит: я мальчик, любящий занудства по экономической части. В любом случае язык произведения неплохой, описания не сухие на фоне других немецких писателей. Как некая идеалистическая картина крушения семьи, наверное, пойдёт.
66389