Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Way of Kings

Brandon Sanderson

  • Аватар пользователя
    Аноним21 сентября 2015 г.

    Истинное фэнтези живо!

    Вы знаете, я почти поверила. Поверила в то, что теперь и некоторое время вперед будут писать и будут читать только книги Мартина и а-ля Мартин - чтобы секс побрутальнее, раны - покровавее, чтобы справедливости - ноль, логики гибели героев - ноль и главное - чтобы всем было все равно. Мартин хорошо пишет, вы не подумайте. Но это не то фэнтези, которое я хочу называть классическим. Дело, как вы понимаете, не в эльфах (которых у него нет) и в не драконах (которые у него есть).
    Дело совсем в другом и открыв первый том "The Stormlight's Archive" (так называется эта серия книг Сандерсона, потому что он любит писать много серий сразу и по этой причине выход новых книг весьма растянут во времени) я поняла, что нет, мои сомнения оправдались - фэнтези как оно должно быть живо и никуда не делось. Сейчас я расскажу про его составляющие, только прежде оговорюсь, что читаю серию в оригинале (на данный момент вышло две книги, третья ожидается в 2016, а всего, увы, планируется аж 10).
    Итак, составляющие хорошего фэнтези а-ля мну:
    Хороший язык. Да, я пишу этот пункт первым, чтобы сразу отложить его в сторону. Многие и многие мастерав пишут хорошо, потому что иначе они бы не были мастерами. Писатель по моему твердому убеждению имеет мало шансов стать популярным, если пишет коряво (Э.Л.Джеймс смотрит на меня с удивлением, но этот парадокс имеет совсем другие корни). Итак, я обозначила необходимый пункт, без которого никуда, но дальше пойдут пункты вполне конкретные и далеко не всегда наличествующие.
    Логика развития сюжета. Ну вот убейте меня, но книга должна куда-то вести. Должна быть проблема - либо проблема героя (украли невесту), либо проблема всего мира (Темный властелин наступает), а чаще всего лучше то и другое и можно без хлеба. Книги, в которых все происходит просто так, и люди сражаются просто так, и мрут просто так, и живут по сути неизвестно ради чего - меня угнетают. Даже если эти книги выписаны великолепным живым языком с множеством подробностей. Так вот, у Сандерсона с этим не просто порядок - у него мега-порядок. Есть надвигающаяся опасность - причем туманная и неясная, но ощущают ее сразу многие, и соответственно очень по-разному к ней готовятся. Проблемы есть и у героев - и они их решают, решают и решают, при этом читателю совершенно четко видно, что их роль в решении глобальной проблемы весьма не последняя (да и сами герои это постепенно осознают).
    Развитие персонажей. Да, развитие должно быть не только "Наивная принцесса - прожженная интриганка" или "Маленькая девочка - кошка-убийца". Развитие подразумевает познание героем себя в процессе решения тех самых пресловутых проблем. Сандерсон делает это виртуозно - он не просто ставит перед героями проблему, он еще и в каждом отрывке ставит маленькую под-проблемку, которая иногда грозит вполне реальной смертью. Не все куски равноценны по уровню напряжения - но совершенно точно во всех это напряжение присутствует. И так как мы знаем, что герои важны для глобальной проблемы, мы переживаем не только за их жизнь, но и за будущее всего мира.
    Герои - простые люди. Нет, я не хочу сказать, что у Сандерсона все герои этакие Емели, которым повезло поймать щуку. Среди основных фокалов есть и такие знатные личности, как дядя короля. Но в основном это люди, которые попали в тяжелую ситуацию и не имеют ресурсов в виде денег и связей, чтобы быстренько ее решить. Поэтому особенно интересно наблюдать, как они выкручиваются из весьма нетривиальных ситуаций, при этом обладая и некоторыми не самыми полезными качествами вроде обидчивости, острого языка или банального неумения оставаться в стороне.
    И, наконец, мир - то, что я оставила его напоследок, не делает его последним по важности. Сандерсону удалось создать уникальный, свой собственный мир. Не знаю, с чего он так любит панцирных, но единственное в чем можно было бы упрекнуть (если бы я хотела, а я не хочу) его книги - это обилие незнакомых деталей. Это совершенно другой мир. Другие обычаи (которых множество), другие законы, животные, даже материал, из которых строят дома. Деньги, культура, музыка и т.д. Но как я уже сказала, от меня вы подобного упрека не услышите.
    Потому что я знаю, что настоящее фэнтези по-прежнему существует и становится только лучше.

    9
    323