Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мир чудес

Робертсон Дэвис

  • Аватар пользователя
    Аноним7 октября 2025 г.

    Что скрывал Амаяк Акопян?

    Скука, глупость и патриотизм, в особенности если их соединить, – это три величайших зла, известных нашему миру.

    «Мир чудес» – третий и заключительный роман великолепной Дептфордской трилогии Робертсона Дэвиса. Здесь получает продолжение история трех выходцев провинциального канадского городка, ещё в самом детстве на всю жизнь связанных друг с другом одним излишне точным броском снежка. «Мир чудес» описывает превращение самого загадочного из них, Пола Демпстера, в волшебника Магнуса Айзенгрима, величайшего иллюзиониста всех времен и народов.

    Несмотря на обманчиво простой и ясный стиль, в котором написана вся трилогия (видимо, это и есть тот самый «ясный стиль», которому обучал своих студентов Данстан Рамзи), «Мир чудес» многослоен и глубок, в нем затрагиваются и «вечные» для литературы вопросы (например, о природе дьявола, который, в отличие от Бога, очень скудно описан в теологических трактатах), и актуальные на момент написания романа, современные проблемы (место чуда в век доминации науки и технологий, влияние образования на человека). Лично для меня не все поднимаемые темы близки и одинаково интересны, всё же чувствуется, что написан роман человеком с абсолютно другим культурным кодом, в жизни которого религия играет гораздо более заметную роль. И тем не менее, читать увлекательно, а местами так и вовсе не оторваться.

    В каждом из романов трилогии автор на примере того или иного героя демонстрирует различные мировосприятия. Дэви Стонтон из «Мантикоры» – скептик, приверженец науки, для него истинно только то, что можно логически доказать, измерить или проверить опытом. Магнус Айзенгрим из «Мира чудес»» – его противоположность, он обладает «волшебным мировосприятием» и убежден, что существуют божественные невидимые силы, влияющие на судьбу человека. И, наконец, в Пятом персонаже, Данстане Рамзи, воплощен некий симбиоз, в котором сочетаются и рационализм, и вера в чудеса. Мне показалось, именно в нем автор воплотил собственный идеальный с его точки зрения взгляд на мир.

    По-моему разница в мировосприятии и повлияла на то, куда в итоге жизненный путь вывел каждого из героев. Дэви Стонтон вырос в материальном достатке в богатой семье, он получил шикарное образование и другие блага, недоступные большинству, что позволило ему построить шикарную карьеру. Однако в «Мантикоре» он предстает перед нами сломленным, запутавшимся и глубоко несчастным человеком. Эмоционально ему путь не был столь же гладок, как материально, и в итоге он оказался в депрессии и алкогольной зависимости.

    Пол Демпстер же, наоборот, несмотря на тот ад, в котором он существовал вплоть до взросления, каким-то чудесным образом не только не сломался, но и сформировал в себе картину мира, где в «поэзия и чудо могли обнаружиться даже в навозной куче».


    Это было чувство невыразимого удивления перед миром невидимым, которое сосуществовало с трезвым признанием грубости, жестокости и обыденных потребностей мира осязаемого. Это была готовность увидеть бесов там, где сегодня мы видим неврозы, увидеть длань ангела-хранителя в том, что сегодня мы неблагодарно называем удачей...

    И каким же Пол Демпстер, уже довольно пожилой и давно трансформировавшийся в Магнуса Айзенгрима, предстает перед нами в «Мире чудес»? Он если не счастлив, то как минимум крайне доволен и своими достижениями, и положением, которого он достиг, и более того, с явным удовольствием рассказывает киношникам о том нелегком пути, который ему пришлось для всего этого проделать.

    Мне кажется, что именно противопоставление Дэви Стонтона и Магнуса Айзенгрима и дает ключ к пониманию основной мысли трилогии. Всё реже встречающееся «волшебное мировосприятие» дарует человеку ощущение причастности к чему-то великому, всё происходящее имеет высший замысел, оно расширяет оптику и позволяет видеть происходящее целиком. И когда ты смотришь на мир через призму чего-то большего, когда в происходящем для тебя есть смысл, то и справиться со своими невзгодами становится не так уж и трудно, ведь по существу они не так и значительны. В этом сила, например, религиозного человека перед атеистом. Дэви Стонтон, как продукт современной сиситемы образования, такого взгляда лишен.


    Мы, взобравшись на кочку образования, сочинили для себя мир, из которого изгнаны чудо, страх, опаска, величие и свобода творить чудеса.

    Резюмируя, на мой взгляд вся Дептфордская трилогия великолепна. Она сочетает в себе и сюжетно увлекательное чтение, и заложенные в текст нетривиальные размышления, читать её часто и смешно (благодаря ироничному тону рассказчиков), но часто и шокирующе неприятно, так как некоторые сцены разрывают сердце. Такова и жизнь, и поэтому написанному неизменно веришь.

    6
    129