Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 7 томах. Том 4. Фальшивомонетчики

Андре Жид

  • Аватар пользователя
    Аноним7 октября 2025 г.

    Что для вас важнее — быть настоящим или выглядеть безупречным?

    С этой книгой всё начинается обманчиво просто.

    Первые страницы — почти бытовые: семья, подростки, немного философии, разговоров и внутренней путаницы. Но стоит чуть задержаться — и понимаешь: Жид не рассказывает историю, он её конструирует.

    Он выстраивает не сюжет, а систему зеркал, где каждый персонаж отражает другого, а реальность постепенно превращается в рукопись, которая сама себя пишет.

    Снаружи — обычный роман о людях, семьях, дружбе, любви, взрослении. А внутри — исследование того, что делает нас настоящими. Жид пишет не о событиях, а о природе человеческой фальши, о том, как легко человек подделывает себя, чтобы быть удобным, принятым, понятным.

    Название — ключ ко всему.

    «Фальшивомонетчики»— не про поддельные деньги, а про поддельные души. Герои чеканят свои копии: кто-то играет роль благородного, кто-то — страстного, кто-то — честного. Все они словно пробуют разные маски, отполированные до блеска, пока под этой позолотой не проступает то, что невозможно спрятать: страх, усталость, одиночество.

    Жид не судит. Он — наблюдатель, почти анатом человеческой двойственности. Он показывает, как человек запутывается в собственных ролях, как подделка становится единственным способом выжить. И задаёт страшный вопрос: где граница между подделкой и искусством? Разве писатель, создающий «вымышленную правду», не делает то же самое? Может быть, все мы фальшивомонетчики, просто кто-то чеканит слова, а кто-то — чувства.

    Это роман-эксперимент, один из первых метароманов XX века.

    Один из героев пишет книгу под тем же названием — и в этот момент грань между текстом и жизнью исчезает окончательно. Жид разрушает привычные правила: нет всезнающего автора, нет прямой линии сюжета, нет готовых ответов. Перед нами не история, а череда фрагментов — писем, дневников, разговоров, мыслей, — которые складываются не фабулой, а внутренней логикой смысла.

    И всё же при всей интеллектуальности — это книга о человеке. О том, кто он, если снять маску; о свободе, которая пугает; о желании, которое не вписывается в приличия; о честности, которая даётся болью.

    Для своего времени — смело, почти вызывающе. Но Жид писал не ради скандала. Он писал, чтобы показать, как подлинность рождается из трещин, из слабостей, из несовершенства.

    Это не лёгкое чтение. Оно требует тишины и внимания. Но если идти за ним, без ожиданий и подсказок, вдруг понимаешь — этот роман не только о героях. Он о нас. О том, как мы ежедневно «чеканим» себя, примеряя новые роли и оправдания. И как, в какой-то момент, уже не можем вспомнить, какая из версий — настоящая.

    42
    156