Рецензия на книгу
Контрабас
Патрик Зюскинд
pitergirl866 октября 2025 г."Тварь я дрожащая или право имею?"
Оркестр - это отображение человеческого общества, потому что здесь, как и там, те, кто безоговорочно выполняют самую дерьмовую работу, сверху донизу презираются всеми остальными.Двоякие ощущения от пьесы. С одной стороны, любопытно заглянуть за закулисье. Чем дышат, о чем думают люди, выступающие на сцене, уходя с нее. С другой, было противно и липко от нытья главного героя.
В аннотации сказано, что пьеса поднимает тему "маленького человека". Согласна, что поднимает, но только подана она с очень неприятной стороны. У главного героя будто бы проблемы с психикой, у него словно раздвоение личности: с одной стороны, он считает себя непризнанным гением, с другой - прямо называет себя посредственностью. Дело ли в алкоголе, который он хлещет во время своего монолога, или ему действительно стоило бы голову полечить?
Что меня раздражало больше всего на протяжении всего произведения - это нытье. У меня в голове всю дорогу крутились два вопроса: 1) Почему в детстве герой выбрал именно контрабас, раз это самый непризнанный инструмент? 2) Что он сделал для того, чтобы изменить ситуацию, став взрослым? Не можешь научиться играть на другом инструменте - не беда, смени кардинально сферу деятельности. У меня есть знакомая, которая, будучи профессиональным музыкантом, ушла работать вообще в другую область. Как говорится, было бы желание. Мне было противно слушать пьяные рыдания 35-тилетнего мужика. Он - не маленький человек, он - слюнтяй, слабак и тряпка.
Информация о контрабасе как инструменте и его роли в оркестре. Логично, что она здесь есть, но лично для меня особого интереса и отклика она не вызвала. Более того, я в корне не согласна с тем, что на контрабасиста не смотрят в оркестре. Я смотрю. Я всегда оглядываю всех музыкантов в оркестре. Возможно, я - исключение, но от того не перестану спорить с данным утверждением главного героя.
Третья линия произведения - певица Сара, к которой наш герой испытывает симпатию. С таким подходом к жизни, себе и певицам у парня нет ни единого шанса. Да он ему и не нужен. Для него Сара - это такая же нереальная мечта, как все остальное в его жизни, и выбрал он Сару не потому, что она ему реально нравится, а потому, что она не достижима, и, как следствие, очень удобна в качестве объекта для непрекращающегося нытья.
Увы, герой не вызвал во мне жалость. Он слаб, а слабаков жалеть не стоит. Он вызвал во мне отвращение.
25183