Рецензия на книгу
Безумный корабль
Робин Хобб
Аноним5 октября 2025 г.Эпидемия амнезии
Продолжение истории про живые корабли. И опять все те же самые проблемы, что и в предыдущих частях.
МНОГО СПОЙЛЕРОВ!
В прошлый раз мы остановились на том, что Проказницу захватил Кеннит. Проказница счастлива, Кеннит тоже.
И впервые за много месяцев у Проказницы не было причин сомневаться в компетентности своего капитана... В общем, наконец-то она могла как следует поразмыслить о своем, поминутно не спохватываясь и не беспокоясь, хорошо ли делает свое дело команда.Меня не покидает ощущение, что я читаю книги, написанные разными авторами. Я уже устала выяснять, что за кратковременные амнезии периодически случаются у героев. Прежняя команда тоже была из одних моряков, многие служили еще при Вестрите. Чего она там поминутно спохватывалась и беспокоилась за команду? Кайл хоть и не понимал, как надо обращаться именно с живым кораблем, в плане общения с ним, но моряком-то был хорошим. Этим-то и аргументировано было решение передать корабль ему в прошлой книге! Мол, Альтия-дуреха и папина дочка ничего не понимает в управлении кораблями, а Кайл — опытный моряк и капитан!
Мы ощущаем друг друга (Проказница о Кенните). Конечно, это еще не связь, а только намек на нее... Я же совсем недавно с ним познакомилась. Но его кровь впиталась в мою палубу и создала между нами нечто такое, что я даже объяснить затрудняюсь. Кровь — это память... Так вот, твои мысли соприкасаются с моими и через меня влияют на мысли Кеннита.Да как это работает? Достаточно налить крови на диводрево, чтобы образовать с кораблем настолько глубокую связь? Я думала, что ценность живых кораблей отчасти в том, что диводрево впитывает память и личность того, кто умирает на нём. Поэтому он принадлежит ОДНОЙ семье. Он физически неспособен предать их и подчиняться кому-то другому, это против его природы. А тут кровью накапало, и она уже практически у ног Кеннита. Так на неё много крови проливалось, и рабов, и пиратов, и умирали они на её палубе. Почему только с Кеннитом такая связь образовалась? Потому что автору по сюжету так надо?
Пусть людские сердца продаются и покупаются за деньги. Но только не сердце Проказницы. Корабль успел полюбить его, и он это знал. А сердце живого корабля не купишь ничем. Сердце живого корабля — сама преданность.Ну вот же! Именно так и заявлялось в самом начале! Живые корабли тем и ценны! Но Проказница предала свою семью, так что получается, что это не более чем красивые слова? Я не поняла, откуда у нее взялась настолько сильная привязанность. Кеннит ей всего-то пару комплиментов сказал, а у неё уже трюм потёк.
— Почему ты так ревнуешь? Что с того, что мне нравится Кеннит? Ты вот готов был бы разорвать нашу с тобой духовную связь, если бы только мог. А он ведет себя совсем по-другому. Он все силы прилагает, чтобы между мною и им тоже что-то образовалось. Он разговаривает со мной так, как не говорил никто и никогда! Он приходит сюда, когда ты чем-нибудь занят в другом месте, и рассказывает мне обо всем...Потому что Уинтроу не моряк? У него другие желания и мечты, а здесь он оказался только из-за своей придурошной семьи, которая сломала его об колено, но притащила на корабль, не считаясь с его мнением. А Кеннит — моряк, разумеется, для него живой корабль — это ценность, которую он всеми силами удержать пытается. Проказница же понимала терзания Уинтроу в предыдущей книге! Почему она забыла про это? Она предала свою семью, вопреки всему, что было написано в книге, пытается зачем-то удержать при себе Уинтроу, когда новым капитаном признала Кеннита. Любовный квадрат какой-то из Уинтроу, Кеннита, Этты и корабля! Это же чистой воды ромфант.
С Уинтроу вообще какие-то дикие трансформации происходят. Четко было прописано, что мальчик не доверяет Кенниту, что он видит его фальшь насквозь.
Он на самом деле не судит, Проказница! Он лишь придает весомость их собственным суждениям и дарит им сознание собственной правоты.Почему тогда буквально в следующей главе Уинтроу встает на сторону пирата, рискует жизнью ради него и, в конце концов, убьет человека, что для жреца вообще немыслимо? Почему он внезапно настолько уверует в Кеннита, что станет его жрецом, если испытывал неприязнь к нему, видел, что пират неискренен и добивается только собственной выгоды, и ему плевать на людей?!? В какой момент произошел настолько кардинальный перелом в сознании мальчика? Ну нельзя же так топорно прописывать героев!
Или Малта. Ее трансформация из избалованной девчонки с бешенством матки в рассудительную и адекватную девушку происходит вообще за одну ночь.
Вместо упрямой, испорченной девчонки, готовой на любые выходки, лишь бы настоять на своем, перед Кефрией сидела юная женщина, готовая принести в жертву что угодно, даже себя самое, лишь бы вызволить отца.Ранее она была законченной эгоисткой, на нее не действовали никакие уговоры и ограничения, она абсолютно не осознавала последствий своих действий как для нее самой, так и для семьи. Мне полторы книги показывали избалованную, изворотливую, но не очень далекую девочку. И за одну ночь книжного времени, всего за два предложения, её характер кардинально изменился. Причина для этого есть, но это слишком быстро произошло. Почему бы вместо описания погрузки Совершенного, которую вполне можно было сократить вдвое, более подробно не раскрыть, как герои меняются в своем поведении и убеждениях?
Альтия. Бедняжку очень штормит. Опять ощущение, что события прошлой книги происходили не с ней. Читать ее главы тяжело, у нее такой компот в голове, что я уже устала собирать ее мысли в цельную картину.
Стоило ему (Брэшену) уразуметь, что она вернулась к здравому смыслу и более не намерена допускать его до своего тела, — и тут-то он показал свое истинное отношение к ней...Какое отношение? Он пригласил её на ужин, она не сказала четко «нет» и не пришла. Он начал волноваться, что с ней что-то случилось, побежал её искать, на корабле его за неё избили, а потом она еще его и послала. Разумеется, ему было неприятно, и он не сдержался и ляпнул глупость, обидев ее. Альтия же была вполне трезвомыслящей девушкой в конце первой книги, что произошло, раз она стала относиться к Брэшену настолько пренебрежительно? Автору надо было растянуть повествование и вылепить очередной конфликт из ничего?
Да если он когда-нибудь приедет в Удачный... и примется болтать о том, что между ними случилось... ее доброе имя вылетит в трубу — как у той девушки с Трех Кораблей, чью судьбу этот человек уже успел втоптать в грязь!Да что за помутнение разума у нее в этой сцене? Почему Альтия так плохо о думает Брэшене, если знает его чуть ли не с детства и прекрасно понимает, что он так никогда не поступит? Кто-то наговорил гадостей про еë друга, а она, как дурочка, и поверила. И еще и себя жертвой выставила. Доброе имя он оговорит! Она же сама прекрасно знает, что ее репутация в Удачном далека от идеальной! Самое тупое, что по итогу она же сама и растрепала, что спала с Брэшеном. Но мужик всегда заранее виноват, так что ли?
Опять автор искажает то, что было в первой части. Так же, как и с Фитцем. Ну я читала предыдущую книгу, я помню, что там происходило. Я даже перечитала некоторые моменты. Ну с чего бы Альтии думать так про Брэшена? Она раньше не страдала подобным поведением, играя в невинную жертву.
Выслушивая эту речь, Альтия испытала очень сложные чувства. Причем такие, поделиться которыми с Грэйгом ну никакой возможности не просматривалось. И самым первейшим и важным ощущением было отсутствие какого бы то ни было желания целоваться с человеком, которому для этого сперва требовалось разрешение.Ей не нравится, что, прежде чем поцеловать, мужчина спрашивает разрешение?! То есть надо, как с Брэшеном, напиться, зашлифовать наркотиками и спариваться, как животные? Вот это любовь? То есть он ей все-таки нравится? Зачем она тогда прогоняет и шпыняет бедолагу? Это такое своеобразное женское кокетство, что ли? У Робин Хобб талант прописывать ноющих или мерзких мужиков и бесячих женщин. Неужели раздутая драма продается лучше, чем адекватный сюжет?
Из новых персонажей появились Сатрап Касго, Серилла и семья Хуспрусов из Дождевых чащоб. Сатрап — это Регал версии 3.0, идиот, прожигающий свое королевство, мерзкий, жестокий, ненавидящий своего отца и делающий всё наперекор ему, даже после его смерти. Серилла вроде сначала казалась хорошим, адекватным персонажем, но в третьей книге опять случился откат, как с Альтией. И конечно же, она тоже ужасно страдает от мерзких мужиков. Линия Хуспрусов описана нормально, за тем исключением, что никого почему-то не смущает, что Рейн собирается ухаживать за 12-летней девочкой, в то время как он почти на 10 лет ее старше.
Проблема этих книг в том, что я не могу проникнуться персонажами, потому что они не двигают сюжет своими поступками, которые должны совершать исходя из своего характера. Вместо этого они подстраивают поведение под то, что сейчас должно происходить по сюжету, и делают вещи, которые им не были свойственны. Мальта, которая кардинально поменялась за одну ночь, Уинтроу, который предал все свои прежние принципы с бухты-барахты, Альтия, которую штормит от максимально адекватного поведения до маленькой девочки-капризули, Проказница, которая непонятно как и почему прониклась к Кенниту любовью и щенячьей преданностью, предав свою семью, когда это невозможно, исходя из лора, придуманного самим же автором!
Наверное, еще так тяжело было читать, потому что повествование мало того, что прыгает с одного персонажа на другого, так оно еще и очень подробное. В первой трилогии тоже были довольно подробные описания, но там это было от лица только одного персонажа. А тут я насчитала 12! Одни и те же события пересказываются от лица нескольких героев, причем никакой новой информации я не узнаю, одни и те же мысли проговариваются по 2–3 раза. Например, я от первого лица наблюдала за захватом Проказницы в первой книге. Даже с трех точек зрения, от лица Кеннита и Уинтроу, потом еще Проказница частично вспоминает эти события. Но затем мне еще раз пересказывают, как это было, когда об этом узнает Брэшен, а потом еще раз, когда уже он доносит информацию до Вестритов, и там он ее рассказывает дважды, потом еще раз Альтия говорит про это Янтарь, потом Малта — Сервину, Брэшен — Совершенному... Неудивительно, что мне просто скучно.
У автора одинаковые сюжетные ходы. Опять передергивание событий из первой книги, чтобы создать конфликт во второй (как было с Фитцем, так сейчас происходит с Альтией). Опять персонажи не обращают внимание на опасности и заговоры, пока ситуация не дойдет до точки невозврата. Одинаковые типажи персонажей и характеры. Здесь они только раскрыты чуть подробнее, потому что повествование ведется от их лица и книга больше по объему.
Глобальный сюжет интересен, так же как и в первой трилогии про Фитца, этого не отнять, но книга просто перегружена ненужными деталями. Интересна линия Янтарь, сюжет с драконами и змеями, параллель с рабством людей и живых кораблей, описание перерождения драконов и их гибель от рук жителей чащоб. Мне интересно, в какую точку придут все события. Но терпение уже на исходе.
Содержит спойлеры4418