Рецензия на книгу
The Chronicles of Narnia
C. S. Lewis
Аноним4 октября 2025 г.03.10.2025
Сравнивать Нарнию и Средиземье лично мне очень тяжело. Льюис написал откровенно детскую книгу. Про детей и для детей. С очевидной моралью и религиозной составляющей. Толкин же создал целую вселенную.
Поэтому хроники Нарнии это скорее Винни-Пух и все-все-все, или все истории про медвежонка Паддингтона.
Где автор не только рассказывает историю перед сном, но и закладывает морально-нравственные идеалы.
В каждой из повестей сборника есть герой, который не полностью укладывается в авторский идеал "правильного" ребенка. Или скорее ребенка, который соответствует Нарнии. Ведь это лакмусовая бумажка всей истории. Если ребенок Нарнийский по своим мыслям и поступкам, то ему будут помогать на всем пути Аслан и всевозможные звери и птицы. Если же он недостоин львиного (читай божественного) участия, но Аслана он не увидит и не получит его даров пока не исправится.
При этом очевидно, что представления о правильном поведении детей диктуются Льюису свежеприобретенным христианским мировоззрением. Новомодные идеи увлечения наукой, повышенная серьезность, нелюбовь к фантазиям автором порицаются.
Отдельно стоят упоминания полуфашистские представления о том, какие звери достойны, а какие нет. Те, кому посчастливилось встретить Аслана в первые часы творения обрели речь и разум. Даже если разум их довольно ограничен, а речь представляет из себя нечто несуразное. В то же время их собратья, не способные говорить на человеческом языке, достойны лишь оскорблений, порицания и ... охоты на них. Даже сами животные не чураются поедать мясо, рыб, яйца. Сам квартет королей и королев с восторгом придаются забавам охоты. В том числе на волшебного оленя, который и приводит их обратно к шкафу.
Первая хронологически повесть, которая явно была написана после истории про волшебный шкаф. И в ней мы узнаем о том, как Нарния появилась. Однако позже мы узнаем, что Нарния - лишь малая часть этого мира и ЗЛО явно появилось в этом мире не благодаря сыну Адама. Как и про то, что далеко не всех зверей существующих Аслан наделил интеллектом. Как и про то, что по своей загадочной прихоти он создал еще и странных тварей вроде великанов малоразумных, оборотней, которые (ибо Аслан есть божественное начало Творца) не могли быть созданы не по воле его. И в это же время лев регулярно обвиняет дочерей Евы и сыновей Адама что именно они создали грех в его райском мире.
И вот этот дуализм мировоззрения автора, который не бросался в глаза в детстве производит не самое благоприятное впечатление во взрослом возрасте. Возможно причина в том, что книга (как "моя первая священная история") писалась для детей и с их точки зрения все вполне логично. Мне же не хватает этой чистоты чтобы увидеть Аслана.16134