Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Странствия убийцы

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Аноним3 октября 2025 г.

    Страдания тупицы

    или "И вот к этому мы шли три книги?"

    [Осторожно, спойлеры!]

    Это будет мнением не только на книгу, но и немного на трилогию в целом. Сразу скажу: чтение не стоило того. Почти две тысячи страниц, долгое странствие, а к финалу читатель не получает ничего. Мне понятны восторги при первом знакомстве с историей, которая захватывает и не оставляет равнодушным, я сама попала под её очарование и проплакала над первой книгой. И на протяжении всей трилогии чтение получается эмоциональным. Только если в начале переживаешь за героев и бессильно негодуешь, что не можешь сам придушить негодяев, то к концу придушить хочется уже главного героя или себя, чтоб не мучиться. Уже во второй книги гг стал меня понемногу раздражать и, приступая к третьей, на него я не рассчитывала, но надеялась на сюжет и достойную развязку.

    Все события "Странствий..." заключаются в том, что герой постоянно куда-то зачем-то идёт, совершая глупости и влипая в неприятности, сюжет движется по кругу, меняются лишь спутники и локации, а больше не меняется ничего. И по сути сюжет тоже не движется. Зато раз за разом повторяется то, что уже было прочитано, даже если это очевидные вещи, которые каждый в состоянии запомнить. Повествование состоит из бесконечных повторов всего и вся, вплоть до целых фраз. И несколько раз будет пересказана история злоключений Фитца, наверное, чтобы сполна прочувствовать его страдания, но эффект получился противоположным. Чтение и так тягомотное, а ко всему прочему прибавляются переживания гг — бесконечное переливание из пустого в порожнее: о, какой я несчастный, все вокруг виноваты, ах, моя Молли и т.д.

    Про нытьё Фитца не писал только ленивый и я вставлю свои пять копеек. Все эти страдания нужны ровном счётом для того, чтобы читатели сочувствовали герою, но по факту трудно сопереживать человеку, который только и делает, что без конца жалеет себя. Автор хотела создать реалистичного неидеального героя, героя-из-тени, который вместо признания получает поломанную судьбу. И я бы всем сердцем сочувствовала, как делала это в первой и даже во второй книгах, если бы автор каждый раз устами Фитца не пыталась давить на жалость, называя его самым пострадавшим в этой истории. А если учитывать, что мы читаем записи уже взрослого Фитца, то получаем забавную вещь: как спустя столько лет он всё также продолжает исходить жалостью к себе. Одно дело, если бы он был неоднозначным героем, но таким он не выглядит, а является однозначно тупым, который страдает на пустом месте, вместо того, чтобы что-то сделать. Действовать его вынуждали силой (и буквально Сила Верити, без которой фиг бы он куда-то бы потащился), о долге он иногда вспоминал и тут же забывал. Вёл себя на протяжении всей книги, как капризный ребёнок. Никакого взросления героя не произошло, только развитие со знаком минус, что случилось и с трилогией в целом.

    Фитц никак не мог понять, что для того, чтобы зажить мирной жизнью, нужно мир спасти, и переложить этот долг ни на кого не получится. Не один он страдал. Другие герои тоже бы хотели спокойной жизни, но они жертвовали всем, потому что понимали, что так необходимо. А что делал Фитц? Предъявлял им претензии. Совершенно по-свински обошёлся с Барричем и Чейдом, один из которых был ему за место отца, а второй — другом и учителем и которые оба по-настоящему пережили смерть их дорого мальчика и рисковали собой, чтобы его спасти. Фитца задевало, что Кетриккен не особо сочувствует ему, та, которая сама пережила столько горестей.

    Что может быть хуже, чем пережить смерть и мужа, и ребёнка?

    И несмотря на это, она продолжает думать о народе, оставаясь королевой до конца. Больше всех мне жаль Верити. Вот уж действительно король берёт на себя больше других.

    Его жертва неоправданно высока. Зачем было именно ему отдавать себя дракону, если король нужнее стране и народу?

    Верити по сути единственный из ключевых персонажей, который делает что-то реальное для защиты Шести Герцогств. И отдаёт всего себя. И как у него терпения на Фитца хватило! Сколько раз он спасал его из передряг, в которые тот влипал по собственной глупости. При том, что сам Верити находился на пределе сил, которые ему были самому очень нужны. Я мечтала, чтобы Фитца наконец кто-нибудь прибил: это бы принесло гораздо больше пользы, чем присутствие Изменяющего. Зачем он вообще был нужен Верити, если тот всё сделал сам. Ди и никто из персонажей, достигнув пункта назначения, по факту не был там нужен.

    Однако как к ним, так и к Верити много претензий. Первая книга самая адекватная, но и там возникает вопрос: почему у вас нет людей, владеющих Силой, как вы, правители, это допустили? Во второй вопросов всё больше. Короля Шрюда медленно убивают, но этого никто не видит, кроме Шута и Фитца. Регал не скрывается, что претендует на трон, и всё для этого делает, но его никто не принимает всерьёз. Можно понять, что король Шрюд был болен, а Верити слишком занят кораблями и на пределе сил, но что-то можно было бы предпринять, чтобы королевство не потерять. Но Верити решает уехать на поиски неизвестно чего, чем преподносит подарок Регалу, который очень удивился, не веря собственному счастью. И, конечно, очень умно со стороны будущего короля доверить защиту о жене-королеве, больном отце и королевстве мальчику-бастарду. И ещё один камень в огород Верити: как так могло получиться, что из верных людей у будущего короля один Фитц? Неправдоподобно как-то. Одно дело, если бы они были, но, скажем, самых преданных убили, а остальные, увидев, что сила на другой стороне, переметнулись, тогда ладно. Но почему-то круга сподвижников у Верити не оказалось. У Шрюда тоже один Шут был. И это люди, которые должны хорошо разбираться в политике и интригах, быть умными и дальновидными. Но в третьей книге стало понятно, что они не просто поглупели, но и раньше не были обременены мозгами.

    На фоне всех этих героев Регал смотрится умным и предприимчивым. Вот уж кто не сидел на месте, постепенно прибирая власть к рукам, и в итоге без труда добился своего. Он выглядел сильным и опасным врагом, благодаря ему сюжет двигался, а безумство не умоляла логики и ума в его поступках. Если говорить о персонаже, то он был жалок как человек. Но в финале автор сделала его жалким как персонажа, превратив его мотивацию в желания избалованного ребёнка. Уилл и Круг Силы также из серьёзных противников превратились в незнамо кого: столько раз они могли поймать и убить Фитца, но с защитой главного героя совладать не смогли. Пираты, которые были такой серьёзной угрозой на протяжении всего повествования, полопались как мыльные пузыри.

    Финал получился не столько скомканным, сколько неправдоподобно разрешающимся, будто по взмаху волшебной палочки. Из-за этого сложилось впечатление, что нас, читателей, обманули. Мы долго шли, но так ни к чему и не пришли, а о многих вещах, о которых было бы интересно читать, будет упомянуто лишь мельком, потому что это история Фитца, а он ничем вокруг не интересуется. Люди Древней крови, охота на них Регала, его правление и круг, который он строил, тайное сопротивление Чейда и Пейшенс — всё это привнесло бы должное напряжение в чтение. Но мы будем упорно тащиться за Фитцем. А герой он никакой. Не похож он ни на избранного, ни на героя с обычными человеческими слабостями. Марти Сью из мира страданий: слишком часто огребает, потому что нещадно тупит, но убить его невозможно, он постоянно ноет и ничего не делает, но умудряется всех спасать, а ещё оказывается писанным красавцем. Последнее мне очень понравилось: Фитц почти всю книгу ходит жалкий, ободранный, немытый, со следами недавно пережитого, но женщины на него буквально вешаются. И не только женщины.

    Много, очень много пафоса во всей этой истории. Все эти пророчества об Элдерлингах и Изменяющем готовили к эпичному завершению трилогии, но итог выглядел притянутым за уши. Герои, во-первых, сами довели ситуацию до такого положения, а во-вторых, не спешили её исправлять. Вопросов к концу появилось так много, что на их фоне даже теряется странное поведение Шута. Он перестал вести себя как Шут, умный и острый на язык, а стал каким-то другим персонажем, поглупел и только и мог, что цитировать пророчества. Зато понятно, почему он так упорно делал из Фитца Изменяющего

    если бы не великая "любовь", то он бы давно бросил эту затею.

    С кем поведёшься, от того и наберёшься. Шут ещё страдать примется.

    Если разделять повествование на части, то в техническом плане книги смотрятся хорошо: язык живописный (спасибо переводчику), ощущается атмосфера средневекового мира, персонажи выглядят живыми людьми. Но если попытаться сложить эти части вместе в одну картинку, то вся логика и правдоподобие улетучиваются. Эта история была интересна в первую очередь реалистичностью мира и персонажами с непростыми судьбами, которым приходилось отвечать на сложные вопросы и вставать перед выбором. Было похоже на исторический роман в фэнтези-сеттинге. Однако автора занесло куда-то не туда. История получилась какой-то бессмысленной, будто нет связующего стержня, которым обычно является главный герой. Если он удаётся, то удаётся и книга. Но, может, дело и не в нём, а в самой истории, которая ни о чём.

    Как бы то ни было, статус хорошей истории и восторженные отзывы — тоже красивая обложка, на которую можно не вестись.

    8
    113