Рецензия на книгу
Рабыня Изаура
Бернарду Жуакин да Силва Гимарайнш
Аноним3 октября 2025 г.Что тут скажешь... Изаура она и есть Изаура
Какой только ерунды не прочитаешь ради марафонов)))
В этом году книге 150 лет!
Повесть создана в 1875 году, но в России она стала известна благодаря сериалу с очаровательной Луселией Сантос.
Пока Федор Михайлович писал «Подростка», Лев Толстой создавал книгу рассказов для детей, которая вошла в историю как лучший первый учебник, а роман Гарриетт Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» уже был издан и гремел на весь свет, в Бразилии был популярен жанр «Плач сердца».
Это сентиментальная проза, где весь сюжет – одни страдания. Но страдания эти не очень натуральные, потому что кроме угрозы над Изаурой ничто не висит. Ее не избивали, не отправили на плантацию, ее не изнасиловали, в общем… Её просто ужасно домогались все мужики в тексте. И потому она страдала от своей красоты.
Сюжет пересказывать не буду, эту ржаку помнят все по фильму, но кое-что стоит упомянуть. Расскажу о героях.
Изаура. Ее главное достоинство – это красота и невинность. Всю книгу автор эту невинность бережет.
Антагонист. Ужасный негодяй Леонсио хоть и всяко домогался девушки, а вот не дерзнул взять ее силой. Честно признаться, такой безвольный, но одержимый антагонист вызывает не ужас и трепет, а жалость.В фильме есть колоритные рабыни – Женуария, Роза и так далее. В книге о них почти ничего нет – маленькие эпизоды, а жаль.
Малвина – жена Леонсио показана, как страдающая благородная душа. Рабовладелица, но очень добрая и обиженная. В фильме она представала перед зрителем в иной ипостаси.
Отец Изауры – Мигель, туповат. И возникает вопрос: как он заработал 20 тысяч бразильских денег, чтобы выкупить дочь, потому что весь остальной сюжет он ведет себя, как наивное дитя.
Главный герой – Алваро, избранник Изауры, хоть и юрист, но дурень редкий. Как он не попал за решетку – уникально. Зато к финалу он резко поумнел, наверное, от того, что Изауры с ее гипнотической красотой не было рядом, и взял да и победил всесильного Леонсио, тупо скупив его векселя.
Язык до того примитивный и слащавый, что это действительно плач сердца. Но хуже всего то, какие у них длинные диалоги. Идет динамичная сцена, а они болтают, как на светском рауте. В книге постоянно используется прием «объясни читателю, а то он у нас дурак». То есть между эпизодами текста, действие в которых происходят в разных локациях, автор объясняет мотивы героев и их чувства, дает пересказ уже известного читателю события. Этот прием широко использовался в плохой литературе 19 века.
Так зачем все это читать? Очень полезно. Чтобы в очередной раз убедиться, что русские создали великую литературу, а бразильцы – сериалы.
4170