Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Desperate Magic. The Moral Economy of Witchcraft in Seventeenth-Century Russia

Валери Кивельсон

  • Аватар пользователя
    HighlandMary2 октября 2025 г.

    Особенности национальной волшбы

    Еще со времен школьной истории я помню стереотип, что в отличие от Европы у нас инквизиции не было и ведьм не жгли (и еще излюбленную шутку Задорнова про то, что европейки все страшные, потому что красивых женщин они сожгли еще в средневековье). Будучи большим поклонником испанской инквизиции, я уже тогда узнала, что это именно стереотипы и что, в частности, наказания за колдовство исторически были везде, но со своими нюансами. И вот мне попалась книга о колдовских процессах в России. Рассматриваемый в книге период плюс-минус совпадет с европейским расцветом Охоты на ведьм (к вопросу о стереотипах - это не средневековье, кстати), так что мне было особенно интересно сравнивать с тем, что я знаю о европейских ведьмах и колдунах.

    Самое, пожалуй, удивительное и бросающееся в глаза - это то, что во всех рассматриваемых делах колдовство есть, а дьявола нет.

    В Европе пакт с дьяволом был необходимым условием и основой колдовства. У любого следователя "по ведьмовским делам", хоть светского, хоть церковного, хоть протестанта, хоть католика, от Швеции до Каталонии и от Польши до Новой Англии в голове была примерно одна и та же цельная система, где дьявол через отрекшихся от Бога и заключивших с ним ради колдовских сил людей вредит роду человеческому и установленному свыше порядку. Тут же про дьявола и доносчики не говорят, и следователи не спрашивают, и в приведенных в некоторых делах текстах колдовских заговоров Сатана и бесы поминаются крайне редко.


    На рубеже XVI и XVII веков ведущие европейские авторитеты в этих вопросах выработали целостное толкование данного явления: колдовство есть причинение вреда людям, животным или окружающей среде с помощью магии, доступ к которой получен через договор с дьяволом. Договор, часто скрепленный плотским союзом, обеспечивает подчинение отрекшейся от Бога колдуньи дьяволу и ее добровольное вхождение в темный антимир с «перевернутым» поведением и таковыми же ценностями – зеркальное отражение всего доброго, упорядоченного и христианского. <...> В европейских судах свидетелей постоянно поощряли к выстраиванию связной теории – они должны были рассказать о теологических и практических основаниях, на которых покоились их заговоры и заклинания. В России же никто не проявлял ни малейшего любопытства относительно механизма, превращающего слова или коренья в источник могущества, или того, как мстительный слуга может установить связь с потусторонними силами, сатанинскими или божественными.

    Другая вещь, которая меня зацепила - это какое-то отсутствие четкой грани, что ли, между естественным и сверхъестественным. Например, добрая половина приведенных дел посвящены тому, что обвиняемым добавил барину/родственнику/соседу некие корни и травы в пищу, от чего человек заболел или умер. И это рассматривается именно как колдовство, а не просто (покушение на) убийство.

    Еще из особенностей автор постоянно отмечает, что в России большинство обвиняемых в колдовстве были мужчинами, противопоставляя это стереотипной европейской ведьме. И, на мой взгляд, автор слишком много внимания уделяет гендерному вопросу. Из восьми больших глав две посвящены почти полностью возможным причинам того, почему в России мужчин обвиняли в колдовстве втрое чаще женщин. Это, конечно, интересная деталь, но не такое уж уникальное и необъяснимое явление. В рамках европейской охоты на ведьм тоже были регионы, где подавляющее большинство обвиняемых составляли мужчины, а там, где действительно в основном обвиняли женщин, мужчин-ведьмаков все равно было около 20%, что, как мне кажется, многовато для случайных аномалий. Так что даже каких-то глубинных различия между восточной и западной христианской традицией для появления мужчин-колдунов не требуется.

    Ну и как-то очень быстро отметается возможное влияние на рост числа колдовских процессов Раскола. Реформация и связанная с ней нестабильность на Охоту на ведьм повлияла, а Раскол на рост числа колдовских процессов - нет. Может, и правда - нет, но почему? У этого события в российской истории были очень глубокие и долгоиграющие последствия, хотелось бы об этом подробнее поговорить.

    В целом очень много интересной информации, по довольно редкой теме. В том числе приведено множество выдержек из реальных дел.

    25
    222