Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Clockwork Orange

Anthony Burgess

  • Аватар пользователя
    VandamParalysis18 сентября 2015 г.

    Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?

    Когда я берусь за новую книгу, я уже точно знаю про что она, в каком жанре и когда написана, я знаю биографию автора и историю создания произведения. Обычно, у меня есть список книг, которые нужно прочитать в скором времени. Однако с "Заводным апельсином" все было иначе. В одно осеннее утро я забрела в книжный магазин города в поисках другой книги, которую так и не нашла. На полке, рядом с Замятиным, Хаксли, Оруэллом, Войнич и другими известными, по крайней мере мне, писателями, стоял Берджесс с его романом. Не раздумывая, я схватила его и побрела на кассу. За этим последовали часы полного трэша и недоумевания с моей стороны.
    С первых страниц, книга заставляет вас с особой внимательностью отнестись к написанному. Начиная с необычного языка и заканчивая самой идеей, она порожает своей абсурдностью, жестокостью и ужасающим насилием. Покупая эту книгу, я надеялась на приятные вечера наедине с легкой историей, что придаст мне сил и желания в этой осенней хандре жить дальше. Однако я провела бессонные две ночи с безумным Алексом, которому пришлось пережить НЕЧТО по своей вине. Пятнадцатилетний мальчик, шатающийся ночами по городу в поисках крови, драк и всяческого насилия, в нем переплетаются противоречивые особенности: он тонко чувствует красоту, он- эстет с бритвой в кармане и желанием слышать вопли истерзанных им людей. Попадая под эксперимент правительства с целью "исправить" хулиганов, как он, Алекс испытывает физическое отвращение к любому проявлению насилия. Его воротит, тело бьется в судорогах от боли, а любое напоминание об удовольствиях, таких, как любовь, музыка, искусство приносит невыносимые страдания. Его организм восстает против насилия, однако в голове его ничего так и не изменилось. Он как хотел избивать невинных людей, насиловать красивых девушек и видеть лужи крови, так и продолжает этого хотеть. Вот только при мысли об этом, он начинает извиваться в боли. Берджесс поднимает вопросы морали, нравственности, добра и зла. Читая моменты, когда Алекса заставляют смотреть сцены насилия, при этом вкалывая ему специальные наркотики, ты задумываешься: а кто из этих людей антигерой? Алекс? Нет. По сравнению с правительством и докторами, Алекс- лишь юнец, в чьем организме кипит адреналин. Алекс- лишь жертва своей эпохи, жертва своего возраста, жертва своего окружения, жертва своих родителей. Никто не говорит, что насилие и жестокость являются нормальным поведением для всех подростков, однако ни для кого не секрет, что дети в этом возрасте крайне агрессивны, просто у кого- то это проявляется в большей степени, у кого- то это в запущенности.
    Алекс становится "заводной" игрушкой. Правительство делает из него просто биомассу, неспособную реагировать на унижения, оскорбления и даже опасность для его личности. И если его ударят, он подставит вторую щеку, сам того не желая. Правительство оставляет его без выбора, а ведь это единственное, что отличает нас от зверей.
    Книга заканчивается вполне предсказуемо: когда- то вождь среди малолетних преступников, Алекс, понимает, что ему это надоело. Он осознает, что времена меняются, а вместе с ними и он. Алекс взрослеет, успокаивается и отправляется на поиски нормальной жизни.
    В молодости мы все воспринимаем слишком остро. Нас очень легко чем- то завлечь и мы становимся одержимыми этой идеей. В молодости, мы думаем, что мы- другие, что у нас все будет по- другому. Нам смешно наблюдать за взрослыми, что делают свою рутинную работу, заводят семьи и тихо умирают в своих постелях. Мы думаем, что это скучно, что это не для нас. Но какими бы сумасшедшими, странными, жестокими и гадкими мы ни были, время дает о себе знать. И в один прекрасный день мы просыпаемся в своей квартире после очередной вечеринки, и понимаем- надоело. И бредем по одинокой тропе жизни, наступая на следы предшественников, создаем семьи и находим постоянную работу. А потом, сидя вечером за столом с внуками, рассказываем им о былых временах- временах юности, когда казалось, что весь мир у твоих ног. И, когда кажется, что черное- это черное, стоит вглядеться повнимательной и задать вопрос: а черное ли это? Быть может, это просто свет не так упал и белое кажется черным? Никогда нельзя с уверенностью сказать, какой человек- плохой, а какой- хороший. Ведь в каждом из нас переплетаются эти качества. Просто иногда ты делаешь выбор в сторону второго, а иногда...

    8
    38