Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Three Stigmata of Palmer Eldritch

Philip K. Dick

  • Аватар пользователя
    Le_Tallec2 октября 2025 г.

    Что есть реальность?

    Впервые с Палмером Элдричем я столкнулся в "Штамме" - романе ужасов про вампиров, написанным Гильермо дель Торо совместно с Чаком Хоганом. Там Элдрич предстает мультимиллионером, желающим обрести бессмертие. Персонаж был весьма колоритным, особенно в одноименном сериале, что и побудило меня загуглить его имя. Так я натолкнулся на произведение Филипа Дика "Стигматы Палмера Элдрича" и не прошло и 15 лет, как я его прочитал.

    "Стигматы" предстают типичной филипдиковской книгой, в которой как и всегда совы не то, чем кажутся. Начинается все с описания будущего, пусть и довольно схематичного, но предельно четкого и ясного. Глобальное потепление, переносной психолог в чемоданчике, молниеносные полеты в космос на ближайшие колонизированные планеты и спутники. В общем типичный набор страхов, повседневности и надежд из 50 - 60-х годов прошлого века.

    Затем, в романе появляются ясновидцы, которые видят варианты развития будущего исключительно на страницах газет и журналов. Удивительно как Дик, напридумывавший столько всякой всячины, почти всегда промахивался (или же намеренно не пытался ничего сочинять) со средствами связи и коммуникации. В будущем люди почти всегда звонят по телефону, читают газеты, пишут письма и листают каталоги. Кто из вас и в каком году в последний раз держал в руках газету?

    Любопытно и то, что ясновидцы занимаются не какой-то серьезной деятельностью, а работают маркетологами, предсказывающими какой товар станет модным, а какой к вящему огорчению производителя никому не будет нужен. Миром правят деньги и только. Такой вот печальный вывод. Проходится Дик и по государству, которое отправляет людей осваивать планеты и спутники с помощью так ненавистных всем повесток. Парадоксально, но массовый призыв повестками во Вьетнам (а чуть позже массовые протесты и уклонение) начался как раз в 1965-ом, в год выхода романа.

    Но безусловно, самая важная, самая интересная и самая сложная тема романа - это тема реальности бытия. Что есть реальность, а что есть иллюзия? Где заканчиваются коллективные галлюцинации колонистов после приема препарата Кэн-Ди и заканчиваются ли одиночные видения после созданного Палмером Элдричем нового наркотика Чуинг-Зэт? В какой-то степени эта книга еще более наркоманская, нежели "Помутнение", целиком концентрирующееся на группе наркоманов и их жизни. С другой стороны Филип Дик, экспериментирующий в жизни с психоделическими веществами, которые обрели популярность в 60-е годы в движении контркультуры, задавался вопросами расширенного сознания, поисками Бога и не столько побегом от реальности (пусть и в марсианских, холодных, продуваемых ветрами бараках просто нечего делать), сколько используя научный подход (как это происходит и сейчас по всему миру), найти доступ к бессознательному, пережить трансцендентный опыт, и не утонуть в кайфе (как герои "Помутнения" от Препарата-Эс), а наоборот, исцелиться, прозреть, выйти сильным и духом и телом.

    Кроме того, Кэн-Ди выступает своего рода виртуальной реальностью, а не просто галлюциногеном, в то время как Чуинг-Зэт захватывает сознание, отправляет человека в некую симуляцию из которой попросту нет выхода. Нечто подобное прекрасно отобразил Кристофер Нолан в "Начале", когда герой Кена Ватанабе попадает в лимб и не может выбраться из этого вечного сна самостоятельно, без помощи проводника или как у Филипа Дика, хозяина и создателя каждой иллюзии - Палмера Элдрича.

    Содержит спойлеры
    19
    179