Рецензия на книгу
Сумерки героя
Дэвид Геммел
Аноним30 сентября 2025 г.Нездешний... кто он такой? Плейбой, миллионер, филантроп... что?!
Да! Уничтожив мировое зло в лице могущественного колдуна и устроив судьбу приёмной дочери, Дакейрас скрылся из Дреная. Исчез Нездешний – но в соседней приморской стране, Кайдоре, появился таинственный Серый Человек. Богач не из «благородных», с загадочным прошлым, который быстро подмял под себя местный бизнес и стал одним из самых влиятельных людей в этих землях. Он защищает и не угнетает поборами своих крестьян, даёт кров и хорошо оплачиваемую работу обездоленным, покровительствует талантам. Его обожает народ и терпеть не может (но вынуждена терпеть, ибо берёт у него деньги взаймы) аристократия. А те, кто покусился на его собственность или жизнь – сами живут после этого недолго...
Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. В руинах неподалёку от города, где обитает теперь Дакейрас, пробуждается древнее зло. Раса полулюдей-полудемонов, давным-давно изгнанная в параллельный мир, жаждет реванша и посылает через портал в Кайдор могущественного колдуна, который должен подготовить вторжение.
Несколько Смешанных – созданных демоническими захватчиками гибридов людей и животных (демоны используют их как солдат) – выходят из-под контроля своих создателей и проникают в человеческий мир, чтобы предупредить о готовящейся войне. Но главную роль в отражении иномировой опасности должен сыграть Избранный из древнего ордена раджни – ордена искусных и таинственных мечников, которые когда-то были истребителями демонов и стражами человеческого мира, а теперь выродились до «обычных» элитных наёмников, почти забывших своё мистическое предназначение. И всё же предводительница повстанцев-Смешанных Устарте просит помощи и у того, кого когда-то звали Нездешним – ибо он воистину величайший воин своей эпохи.
Третий роман с «технической» точки зрения написан лучше всего. Не перегружен, но и не примитивен, не содержит логических ляпов. Мир на этот раз описан получше, есть исторические экскурсы, из которых ясно, кто и зачем ломится из древнего портала, и почему вторжения допускать нельзя. Сюжет развивается постепенно, не «провисая», но и не скатываясь в сумбур.
Отдельно понравилась сюжетная линия Ю-ю и Кисуму – есть в этих главах что-то от самурайских фильмов Куросавы. Тема долга и предназначения, восточный колорит, и, конечно, жёсткий и эмоциональный финал.
Характеры персонажей достаточно хорошо проработаны. Как обычно у Геммела, «звучит» тема осознания своих грехов и покаяния. Стоит отметить, что здесь, в отличие от первого романа, персонажи в порыве раскаяния не впадают в безумное геройство – в «Сумерках героя» всё более психологически достоверно.
Среди недостатков можно отметить довольно слабую связь с предыдущими книгами – отсылки к первой и второй частям трилогии в тексте присутствуют, но хотелось бы всё же поподробнее узнать, как там дела у Мириэль и Ангела, не перевелись ли в Дренае последователи Тридцати и т. д. Понятное дело, что действие романа происходит в псевдосредневековом мире, где обмен информацией между удалёнными регионами несколько затруднён; понятно, что и для Нездешнего важна конспирация – чем дальше они с его приёмной дочерью друг от друга, тем безопаснее. Но всё же.
И, кстати, сама метаморфоза Дакейраса вызывает определённые сомнения. Уже во втором романе мы видели человека, крайне уставшего от жизни, психологически постаревшего и почти сломленного, живущего только ради дочери. Можно вспомнить, как без малейшего колебания и страха смерти он берётся за самоубийственную миссию – убить главу Чёрного Братства: кажется, на свою безопасность и дальнейшую жизнь Нездешнему просто наплевать. А в «Сумерках героя» мы видим достаточно жизнерадостного, несмотря на возраст, человека, который виртуозно ведёт свои дела, играет в политику, щедро помогает людям и даже не чурается роскошной жизни. Да, он говорит Киве о своей усталости и опустошённости, но, чёрт возьми – судя по предыдущим книгам, он должен был стать угрюмым отшельником, доживающим свой век где-нибудь в глухом лесу или высоко в горах!
Кстати, Кива как персонаж, представляется какой-то «вспомогательной» и не вполне нужной. Просто автору хотелось показать Дакейраса глазами «обычного» человека, максимально на него не похожего, чтобы подчеркнуть его «крутизну» и необычную судьбу. Особой роли девушка в романе не сыграла, никакого интересного конфликта с ней не было связано.
Да, может быть, не недостаток, но странность – периодически то один, то другой персонаж, как мужского, так и женского пола, оставшись в одиночестве, обнажается и пребывает в таком виде; и автор это почему-то навязчиво подчёркивает. Вот такой «фансервис».
Итог: пожалуй, лучший роман трилогии, хотя, впрочем, она вся достаточно «ровная». Неплохое героическое фэнтези, с «закрученным» сюжетом и интересными персонажами. Правда, «Сумерки героя» достаточно слабо связаны с предыдущими частями цикла, но это не мешает им быть изящным и логичным завершением саги о Нездешнем.
444