Рецензия на книгу
Северное сияние
Филип Пулман
Аноним14 сентября 2015 г.«Любой путь — лишь один из миллиона возможных путей.»
Карлос Кастанеда
В романе «Северное сияние» Филиппа Пулмана главные герои пытаются разобраться с феноменом пыли и ее влиянием на человека, но только по прочтению начинаешь понимать, что пыль пустили только тебе в глаза. Сюжет крутиться вокруг девочки Лиры Белаква и путешествии на далекий и холодный Север в поисках друга. Все происходящее, за исключением двух фрагментов, мы видим только ее глазами. Зловещий орден жрецов занимается похищением детей для каких-то непонятных целей, одним (по факту трое) знакомых главной героини попадают к ним в руки. И Лира неволей становиться в тянута в игру незнакомых для нее людей. Вся эта игра со стороны больше похоже на карусель. То не состоявшееся покушение на дядю лорда Азриэля, который оказался совсем даже не дядей. То ее под свое крыло берет миссис Колтер, а дальше цыгане, Север, медведи, ведьмы и в итоги ничего (не буду кривить душой, но друг медведь все-таки есть). И как в начале романа она была одинокой девочкой, так в принципе все и осталось.
Главной изюминкой книги, конечно являются деймоны. Это создания, которые неотъемлемо находятся с человеком, часть души человека и имеют образ, какого-нибудь животного. И как часть души всегда должны быть рядом с ним, так как разрыв имеет довольно фатальные последствия. Отражение человека в образе зверя все-таки очень интересны, и трудно бороться с желанием хоть единожды побывать, там и узнать своего деймона. Хотя автор и пытается закрутить всю интригу на них, но выходит у него крайне некрасиво. В придуманном мире хоть и живет бок о бок технология с магией, но этому миру в книге уделяется так мало место, что понять его или прочувствовать не получается.
Образы героев вообще остаются странными. Взять к примеру Лиру, то она спокойно участвует в авантюрах, принимает довольно взрослые решения, то автор начинает спохватываться и вспоминать, что перед нами ребенок, а невзрослый и к концу книги это начинает не много раздражать. Лорд Азриэль и миссис Колтер вызывают довольно противоречивые чувства. Если в начале симпатизируешь лорду Азриэлю, то конце книги ты начинаешь его ненавидеть и даже презирать, за его поступки и его отношению к собственному ребенку. А вот миссис Колтер как раз наоборот от начального презрения, как лидеру таинственного ордена, к концу переходит в сочувствие неудачной матери, которая не смогла найти ключи к дочери. Самыми удачными, по моему мнению, это образ медведей Йорек Бирнисон и Йофур Ракнисон, двух друг на друга не похожих и если первый благородный изгнанник, для которого друзья превыше всего, то второй прекрасный обманщик и царедворец, который захватил власть среди медведей и мечтающий стать человеком. И становиться жаль, что исход их битвы остаётся понятным еще не начавшись.
В целом книга читается довольно просто, не смотря на большое обилие пустых диалогов. Но, впрочем, Филипп Пулман оставил хорошую почву для написания продолжения и буду надеется, что оно окажется поинтересней первой книги.560