Рецензия на книгу
Elon Musk
Уолтер Айзексон
Аноним27 сентября 2025 г.Я памятник – ему…
Убийственный «кирпич» Уолтера Айзексона «Илон Маск» написан так, будто автору, как в старину, платят построчно. Впрочем, утомления он не вызывает, потому что биограф виртуозный -манипулятор и выстраивает жизнеописание одного из самых эксцентричных современников по законам бестселлера, где есть трагедии и взлеты, простота и гениальная недосягаемость.
Цель таких книг – новая мифология. На глазах читателей в южноафриканских дебрях рождается полубог, которому суждено менять мировоззрение мира. Жестокое детство с беспощадным отцом, воспитание чуть ли не в спартанских методиках на выживание, с физическими и психическими травмами. А другим герой расти и не может, чтобы совершать подвиги.
И затем становление с непреодолимыми для обычного человека вызовами. У героя должна быть сверхспособность. У Илона Маска – ужасный характер, не предполагающий какого-либо снисхождения к себе и людям. Несмотря на свалившееся миллиардное состояние, Айзексон ретуширует богаческие замашки Маска, делая акцент на ночевки под рабочим столом, авралы и прочие истязания для себя и сотрудников его компаний. Для этого еще нужен какой-нибудь диагноз. И тут биограф не может удержаться от иронии. Даже если у Маска его нет, он сам себе придумал, чтобы чувствовать свою исключительность.
В своих изобретениях, попытке вырваться в космос, можно увидеть прометеевский огонь. Но Маск соткан из противоречий. Он убирает автоматы из цехов, потому что человеческие руки и сознание производительнее. Но вытесняет человека из автомобилей и вкладывается в AI. Будучи социофобом, он покупает одну из крупнейших социальных сетей мира. И при этом в каких-то вещах остается дремучим и непримиримым традиционалистом.
Но однажды свою человеческую природу герой преодолевает. Не только плотская ненасытность и борьба с собственным отцом, но и одержимость продолжением рода возводит его в божественный ранг. Будто Зевс, он плодит детей самыми диковинными доступными современной науке способами от разных женщин.
Айзексон шаг за шагом, день за днем, факт за фактом выстраивает монумент человеку-легенде, человеку-провокации. Вся жизнь Илона Маска – шок-контент, который не сможет повторить никто. Сплав прорывов в науке и управлении системами с омерзительными заблуждениями делают героя недосягаемым. И его деяния на бумаге захватывающим романом, который еще не окончен.
Вот в этом-то и подвох. Памятник воздвигнут еще при жизни, с пиарской лукавостью обнажив человеческое и укрепив божественное в Илоне Маске. Он кумир для языческого поклонения, который однажды возьмет последователей на Марс, в иной мир, оторванный от старого, сжигаемого временем. Евангелие от Айзексона обрывается на самом важном месте, когда культ сформировался, но миф еще не до конца. Мы же знаем, какой необходимый этап должен пройти герой. И, судя по новостям, Илон Маск к этому стремится. Угрозы изгнания уже прозвучали.
1386