Рецензия на книгу
Mockingjay
Suzanne Collins
Аноним13 сентября 2015 г.Angry Games или Join the Revolution
По правде говоря, наши предки столько дров наломали, что дальше некуда. Посмотрите только, с чем они нас оставили — войны, разоренная планета. Похоже, им было наплевать, как будут жить люди после них.
Не вижу смысл анализировать в отдельности каждую книгу серии, так как они по факту представляют один большой и цельный сюжет. Потому, обо всем по порядку.
Голодные игры — легализованное человекоубийство. Капитолий — колизей будущего, где в угоду богатому и прогнившему обществу каждый год трибуты (гладиаторы) должные перерезать друг другу глотки под возгласы обезумевшей толпы, для которой все происходящие — лишь картинка по телевизору, не больше не меньше. Рanem et circenses! («Хлеба и зрелищ!»). И так 75 лет подряд, но самая страшная особенность в том, что туда забирают цвет нации — детей, делая из них жестоких и профессиональных убийц, навсегда лишая их радости, ласки и любви. "Убитые навсегда остаются с тобой" — думает Китнисс Эвердин, и в её словах выражается все то, чем становится такой человек — живым мертвецом, который уже не способен спокойно спать по ночам, любить чисто и страстно, думать о светлом будущем... В бездушном государстве Капитолия нет ничего настоящего, доброго и милосердного. Его жители давно уже мертвы — за искусственными прическами, татуировками, безвкусной одеждой и образом жизни прячутся безликие люди, не способные здраво мыслить и понимать, что то, ради чего они живут — бесконечный, замкнутый цикл потребление. В этом году погибнут еще 23 человека... Кому какое дело? В следующем пришлют еще, их можно будет накормить, нарядить, сделать из них такого же бездушного индивида, — бренд, торговую марку, за которую будут готовы отдавать деньги спонсоры, а публика — биться в истерики до потери сознания.
В такой вот котел и попадает юная Китнисс, которая по сути своей еще просто ребенок, ничего не знающая о добре, любви и ласке. Она выросла в трудных условия Двенадцатого дистрикта, где люди знают цену человеческой жизни, еде, дружбе и сотрудничеству. Когда такая девочка попадает в совершенно другой мир, где все мыслят не так, как она, где еда и горячая вода — обычные вещи, которые могут появится после нажатия всего одной кнопки, у неё возникает шок и ужас от того, что где-то люди умирают за бутылку масла и мешок муки, в то время как другие набивают животы, после чего исторгают содержимое и начинают все по новой! Но что может сделать она, маленький человек против целой машины? Ответ прост: стать символом новой революции, Сойкой-пересмешницей, которая положит этому конец, которая создаст новый, более лучший мир, где больше не будет боли и страданий, а детей — отправлять на бессмысленные войны...
Однако, все хорошие идеалы портят плохие исполнители. И вот, волей-неволей, Огненной Китнисс приходится стать символом новой войны, новых игр, которая именуется теперь как Революция. Но то, что по началу кажется новой надеждой, по факту оказывается зеркальным отражением Капитолия — президент Койн построила не менее гнетущую и тоталитарную систему, где люди лишены обычных радостей жизни, где все живут по строгому расписанию, где даже нельзя сделать запасы еды или поделиться своим рационом с другими. Здесь тоже выращивают бездушных солдат, которые готовы сражаться и умирать в угоду другой цели — помочь новому президенту забраться на трон Капитолия. И когда революция свершается, что же первым делом решает устроить Койн? Провести новые Голодные игры с детьми Капитолия, чтобы восстановить "справедливость"! О какой тогда революции, смене режимов может идти речь, если в системе поменялся только король, а начинка осталась прежней? Китнисс метит стрелой не в уже поверженного врага Сноу, а в нового — президента Койн, потому что понимает, что все жертвы ради нового будущего были напрасны. Похоже это понимает не только сама Сойка, но и её окружение, которое решает сказать всем, что символ революции просто сошел с ума, а потому её нужно отправить в изгнание в родной дистрикт, где она уже никому не будет мешать.
В конце автор делает особый акцент на том, что ожидает такое общество. Тысячи покалеченных, истерзанных душ, которые уже не способны любить. Они убиты горем, войной, тщеславием и жестокостью своих правителей. Пит, этот добродушный мальчик с чистой любовью к Китнисс, стал заложником чужих игр, где его сознание полностью извратили и превратили то, что он любил больше всего, в объект ненависти. И от этого состояния, которое накатывает на него в виде приступов, он уже не избавиться до конца своих дней. Мальчик, испортивший хлеб, чтобы помочь ближнему, ушел навсегда. В отличие от Пита, Гейл был более предан идеям революции и вряд ли смог простить Китнисс за то, что она убила их нового президента. Его любовь к Сойке тоже странная, до конца не понятная, но можно смело сказать, что ей далеко до искренних чувств Пита.
А что же сама Китнисс? Ребенок, до конца не разобравшийся в своих чувствах, воспринимающий все как игру, где просто нужно выжить и спасти близких тебе людей, в один прекрасный момент осознает, что все идет но-настоящему, что погибших уже не вернешь, что Пит, единственный человек, который любил её сильнее, чем все, тоже мертв. Эта волна осознания накатывает на главную героиню, которая окончательно запутывается в такой сложной штуке, которая называется жизнь. Можно ли винить её за все поступки и действия? Нет. Ведь она, как и тысячи других просто оказались пешками в чужой игре, где самый ценный дар — человеческая жизнь — ничего не стоит...
И еще пару слов о самой книге... Написана она просто прекрасно, в лучше традициях современного бестселлера: нет огромного количества лишних описаний, в конце каждой главы сохраняется интрига, так что хочется побыстрее начат следующую. Язык — простой и понятный, главные герои прописаны просто отлично, переживаешь даже за самые незначительные персонажи. Мне кажется, что серия стала отличным образцом современной литературы, где поднимаются темы, близкие современному обществу, которое ежедневно проводит свои "Голодные игры".
P.S. Я один представлял в роли Китнисс Лару Крофт из игры Tomb Raider 2013 ?
P.S.S. Решил также посмотреть первую экранизацию с Дженнифер Лоуренс. Мне показалось, что её образ более хорошо подходит под Китнисс, чем представлялось мне. Также понравились роли Пита и Цезаря Фликермана — здесь они совпали почти идеально. И еще, прочитал на Кинопоиске, что во время съемок второго фильма Дженнифер Лоуренс ударила себя луком на бегу и нырнула в бассейн, из-за чего она частично оглохла на 6 дней. (Один я вспомнил, как в первой книге Китнисс оглушило после взрыва мин?) (!!!)
9122