Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    letzte_instanz13 сентября 2015 г.

    Memento mori? А зачем?..

    Отступление I.
    Есть великое множество книг, которые не оправдывают наши ожидания. Иногда это плохо, а иногда хорошо. Ведь порой ждёшь нудные рассуждения о душе, дьяволе и боге, а получаешь позитивнейшую (но очень глубокую) вещь о человеческих поступках, где люди и есть главное зло ("M&M"). Или предвкушаешь весёленькое повествование о сумасшедшей семейке, а выходит, что читаешь какую-то бесконечно печальную сагу о несбыточности наших надежд и о том, как часто мы принимаем действительное за желаемое. И везде видишь себя ("Отель Нью-Гэмпшир"). Или, например, хватаешь расхваленную книгу, а там вместо твоих ожиданий - жалкое подобие литературы. Или наоборот.
    ...
    К чему я?
    К тому, что от Ремарка я всегда получаю ровно столько, сколько жду - ни больше, ни меньше. Интересный феномен, которому я пока не могу найти объяснение. Но в добавок всегда находится крохотное что-то, чего ты никак не ожидал (и это в какой-то мере тоже ожидаемо). "На западном фронте без перемен", например, поражает контрастом повествования: от оторванных конечностей и выпавших внутренностей к разгульной и весёлой жизни солдат между сражениями. И вещи, которые в мирное время кажутся вам аморальными, на войне приобретают вполне обычное значение (например, ожидание смерти друга, чтобы забрать его ботинки). "Жизнь взаймы" заставит задуматься насчёт своего эгоизма (если вы им располагаете)... и, пожалуй, ещё до прочтения вдохновенно подумать над смыслом названия. Жизнь, смерть, война, мир и религия - серьёзные темы, рассуждать на которые проще, если читал хоть что-то у Ремарка. Однако, Ремарк - это не только тонны рассуждений и умозаключений. Это ещё и очень интересные герои (даже второстепенные получаются более, чем просто хорошо прописанными, а это уже великое чудо, ибо у некоторых писателей даже главные получаются фабричным картоном) и поистине взрывной финал (может, и не во всех книгах, но я пока таковых не читала). Психология очень просто объясняет любовь к печальным концовкам: во-первых, читатель (или зритель, если мы о фильмах) сравнивает свою жизнь с жизнью героя и понимает, что у него-то ещё дела идут неплохо (то есть, это в идеале). Всё познаётся в сравнении, в общем. Во-вторых, такие книги дают намного больше морали и эмоций. А человечек - довольно подленькое создание, и ему временами нужна драма. Ну вот хотя бы на страницах хорошей книги.
    Для депрессии и осенней меланхолии "Чёрный обелиск" - самое то. Сначала вам будет очень весело, а потом вы познаете безысходность, как по мне - идеальная формула для книги о потерянном времени и потерянном в этом времени поколении.
    Насчёт того, что вам будет весело... я из тех людей, которые даже в слёзовыжимательной мелодраме или в фильме (книге) ужасов найдут момент, чтобы поржать. Вынут этот момент из ничего и обязательно поржут. И, возможно, не один раз. В "Чёрном обелиске" не нужно ничего искать. Тут примерно страницы с 70-80 начинается (моментами) ироничный каламбур. Цитировать бесполезно, это просто нужно прочесть. Тем не менее:


    • Будь там вода, он давно бы вышвырнул бутылку в окно. За всё время, что я знаю старика, он употреблял воду только для умывания, да и то неохотно. Это водка, несмотря на все обыски, он её где-то припрятал, а перед тобой, Людвиг, высокий пример того, как человек мужественно идёт навстречу своей судьбе. Старый фельдфебель падёт смертью храбрых на поле боя, сжимая рукой горло врага.

      Предыстория: чувак умирает от разрушения печени, уже фактически слёг, жена с дочерьми шьют траурные платья и готовятся к его кончине, а он восстаёт и показывается в окне с бутылкой, эту сцену и наблюдают главные герои. На этом моменте мне было очень весело, несмотря на его явный трагизм. И поверьте, подобного здесь предостаточно.

      Отступление II.


    Бывает, беззаботно сидишь в вк и натыкаешься временами на очень интересные цитаты. Небанальные, задевающие за живое, да и просто хорошие. Иногда соглашаешься, иногда пытаешься опровергнуть, а порой просто читаешь и начинаешь хаотично обдумывать то, что в ней нам преподнесли (может, ничего?). Бывает, это что-то глубоко скрытое или самое очевидное, а бывает - странное, лишённое грамма смысла, поэтому ты тут же пытаешься до этого докопаться. И запоминаешь, почему-то, эту цитату надолго. А потом находишь её, как вот тут у меня случилось, в "Чёрном обелиске".


    В полночь вселенная пахнет звёздами

    . Воистину наслаждением было отыскать эту фразу в тексте (изначально не догадываясь о её происхождении) и узнать, наконец, при каких обстоятельствах она была произнесена и кем... и почему-то ничуть не удивиться:)
    ...
    Ремарк, кажется, один из тех немногих писателей, способных всего-то двумя последними страницами книги поставить всё с ног на голову. На тебя сваливается какая-то личная беда, хотя десять минут назад ты беззаботно смеялся над остроумием и сарказмом Людвига и Георга. И вот он - блестящий на мой взгляд финал во всей его красе и со всеми его последствиями. Эх, Ремарк, читаешь вот и жалеешь тебя, потому что книга ведь в какой-то степени автобиографична, да? Риторический, впрочем, вопрос.
    Так что (возвращаясь к книге), будет ли найден смысл жизни? Может ли внутри одного человека умереть другой? Или даже несколько других? Ведь при этом один считает это совершенным горем, а другие - исцелением. Кому верить? Могут ли представители похоронного агенства видеть в смерти именно смерть, а не только денежный эквивалент похорон? Можно ли патриотизм считать лицемерием? И, наконец, может ли чёрный обелиск, который очень долго никто не мог продать, как-то помочь фирме?
    Кто-то живёт деньгами, кто-то верой, водкой, стихами, бизнесом, идеей, шизофренией. А кто-то просто пытается понять, зачем он живёт, хотя ещё даже не знает, для чего...


    Человек живет. Кто копает глубже, тот пропал.

    4:36 (по Нск) - возвращаю на полку Ремарка с лёгким разочарованием, что всё закончилось. Думаю о том, что где-то в магазине грустит без меня ещё какая-нибудь одна его книга... или две. Надо исправить. Тем более, что обложка действительно восхитительна:)

    18
    194