Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вывернутая перчатка

Милорад Павич

  • Аватар пользователя
    Аноним24 сентября 2025 г.

    По чайной ложке, обильно запивая водой,

    рекомендуется принимать Павича. Поэтому так хорошо, что многие его произведения коротки и компонуются в сборники, как пилюли компонуются в коробочки. Сборник, в котором всего ничего страниц, читается долго именно поэтому. Нельзя читать Павича, объедаясь: можно поперхнуться и заработать несварение мысли.

    Сборник состоит из рассказов, общая тема которых условно очерчивается контуром "время - смерть - память".

    При этом если рассматривать более детально каждый рассказ, то у него ещё найдутся два-три магнита, которыми можно притянуть совсем другие тексты и составить совсем другой сборник, который будет обладать другим магнетизмом. Так, например, "Долгое ночное плавание", "Два студента из Ирака" и "Души купаются в последний раз" включены ещё и в сборник "Страшные любовные истории" и кроме времени, смерти и памяти имеют магнит "эротика"- который в этом наборе обретает тёмный и кровавый оттенок.

    Рассказы "Голубая мечеть", "Два студента из Ирака", "Принц Фердинанд читает Пушкина" компонуются по признаку "искусство" и в сочетании с временем, смертью и памятью обретают значение "вечность".

    И так далее. Рассказы сборника формально не подходят ни под определение поэзии, ни под определение философских трактатов. Но по воздействию на разум и душу совмещают и поэзию, и философию, и музыку.

    Рассказ "Вывернутая перчатка" меня лично зацепил больше всех - своей структурой и её мелодическим воздействием. Павич вообще любит подворачивать повествование наизнанку - а здесь выворот получился полным - с небольшой разницей между слоями, как немного различаются между собой лицо и изнанка вывернутой перчатки. Это уже не столько магический реализм, сколько постмодернизм в высшем и лучшем воплощении его идей.

    И ещё одно: чтобы читать Павича и наслаждаться, нужен музыкальный слух. Или талант слушателя. Или хотя бы готовность читать ушами. И в любом случае - готовность подвернуть своё время и память и подсмотреть смерть. 

    67
    236