Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Last Argument of Kings

Joe Abercrombie

  • Аватар пользователя
    Аноним23 сентября 2025 г.

    Все умрут, остальные будут страдать

    Так сложилось, что я первой прочитал именно эту книгу из всей серии. На меня она произвела тогда сильное впечатление — впечатление, связанное с обилием насилия, цинизмом и террором. Но это была одна сторона. Другая сторона была связана с внутренним миром героев. Центральные персонажи, которые убивали направо и налево, мягко говоря, страдали из‑за этого, и тому было посвящено немало слов и глав.

    Главные герои оказывались в эпицентре судьбоносных событий, из которых не было простого правильного выхода. Это всегда был плохой и очень плохой сценарий, где погибают тысячи невинных людей. Как тот вопрос с вагонеткой, когда нет выбора и тебе всего лишь нужно сделать или не сделать одно простое движение - направить ее на живых людей.

    От тебя ничего не зависит. Есть дирижёр, есть сценарист, который направляет всё происходящее, и в твоей власти только одно — принять свою судьбу или умереть самому.

    Этот выбор проходит сквозь все книги серии и является своего рода центральным стержнем, на который нанизано всё повествование.

    Все, что бы ты ни сделал, всё равно будет скорректировано сильным миром сего. Но ты либо остаёшься верным себе, либо подстраиваешься под этот самый мир и живёшь ещё пару томов этой серии. Мало кто доживёт до конца. Но кто доживёт, в следующей серии начнёт с более выгодных позиций, чтобы к концу потерять всё.

    В этом минус данной серии: ты заведомо понимаешь, что персонаж в итоге проиграет. Он слишком хорош. Либо ему придётся существенно измениться и переступить через себя, чтобы выжить. И этим полны все книги.

    В какой‑то момент просто устаёшь от человеческих трагедий и поворотов судьбы. Перестаешь ожидать принцев на белом коне. Даже центральный персонаж и практически бессмертный герой Логен Двятипалй говорит:


    Я был безжалостен, жесток и труслив. Я поражал людей в спину, сжигал, топил, заваливал камнями, убивал их спящими, безоружными, убегающими. Я и сам не раз убегал. Я мог обмочиться от страха.

    Все это смывает любое романтическое ожидание сражения или битвы героев. Все они простые смертные, главное чувство которых — страх. И главный выбор между дракой и избеганием драки — это обойти драку стороной.

    Но что автору действительно удаётся в его книгах — это батальные главы. Не сцены, а целые книги, этому посвящённые. Так, например, другая книга «Герои» полностью посвящена одной битве, подготовке к ней, самой битве и последствиям.

    Прочитав одну книгу, можно предположить, что будет в следующей. Каких‑то скрытых поворотов там нет. В целом всё предсказуемо. Но батальные сцены стоят того, чтобы их прочитать и навсегда забыть о романтике средневекового сражения.

    Если и читать книги Аберкромби, то читать дозированно, перемежая эту безнадёжное мрачное фэнтези ‑ романтикой про эльфов и прочих сказочных тварей.

    9
    143