Рецензия на книгу
After the Banquet
Yukio Mishima
Аноним23 сентября 2025 г.По ресторанам, по ресторанам, по ресторана-а-ам
Не знаю почему я вдруг почувствовала этот южный вайб, глядя на название, но предчувствия меня, конечно, обманули. Всё время были ассоциации с «После бала», но только из-за названия. Мисима для меня – та категория авторов, которые покупаются автоматически – даже если он мне распишет освежитель воздуха, я всё равно его куплю, потому что он – мастер не только слова, но и визуального искусства.
«После банкета» - о политике, которую я так не люблю, и о любви, которую я обожаю. Но любви как таковой я здесь не увидела – не к мужчине, так точно. Хотя, разницу ментальностей надо учитывать, это факт. Но что же было?
Кадзу, хозяйка большого и популярного ресторана Сэцугоан, однажды влюбляется в стареющего политика Ногути, который планирует баллотироваться на пост губернатора. Первая часть романа, до выборов, ощущается как фильм Мельвиля «Самурай»(обожаю его, вы уже в курсе) – очень размеренная, спокойная, кинематографичная, с этими какими-то французскими диалогами – картинка. Часть с выборами ужасно походит на последние пару серий «Бригады», когда Белый занимается тем же самым. Ну а после выборов это уже не похоже ни на что.
За что я люблю Мисиму, так это за непредсказуемость. Я никогда не пытаюсь угадать, чем это всё закончится, никогда не ищу там знакомых приёмов повествования и прочих лекал. Я люблю просто наслаждаться его языком, его кинематографичностью, хотя здесь этого не то, чтобы много. Но как мне врезались в память «слова цвета сырого мяса», боже. Очень понравился эпизод с выбором кимоно Кадзу, когда она хотела в узоре отразить иероглифы имени Ногути – я ТАК это люблю, вы не представляете, вот эту демонстрацию преданности через одежду, какие-то связи через костюмы. Я кайфую от этого даже в литературе.
О сюжете распространяться не приходится, там в принципе многое крутится вокруг политики, что в какой-то степени оказалась для меня похожей на маркетинг. Мне это было как-то не особо интересно. Впрочем, как и персонажи, к которым я не особо прониклась. Но мне очень понравилась эта тонкая мысль, где Кадзу отказалась от своей жизни, чтобы не лечь в одинокую и пустую могилу, которую некому будет навещать. После смерти она нашла бы себе пристанище в семейном склепе Ногути, который, на мой взгляд, вряд ли её любил. Он был старомоден, холоден, сдержан – наверное, это традиционные черты японца, я не знаю, но отторжение он вызывал махровое.
Одна из традиционных черт уже для самого Мисимы – насилие. Насилие всегда присутствует между строк и внутри них, явное и скрытое. Мисиме интересна его природа, и он каждый раз выписывает разную его грань. До сих пор помню этот эпизод из «Золотого храма», где герой получает деньги за то, что бьёт проститутку ногами в живот. Мне нравится, что Мисима не закрывает на него глаза, не прячет в уголок, не пытается как-то приукрасить. Для него насилие – часть человеческой природы, и он никогда не отдаёт его зверям.
Несмотря на мои здесь подвыверты, мне скорее не понравилось. Эмоционально я как-то особо не подключилась, но читать было очень легко и всё равно что-то притягивало-затягивало-тянуло. Мисима, при всей своей замороченности, пишет легко – наверняка, потому что в оригинале я его никогда не коснусь.
Советовать смысла нет, для первого знакомства будет скучновато, как по мне. Я бы взяла абсолютно поехавшую «Жизнь на продажу» и в ус бы не дула.Засим кланяюсь и ухожу читать «Иллиаду»(потом придётся пересматривать «Трою» - камон, ребят, Эрик Бана). Целую, князь
5115