Рецензия на книгу
Табия тридцать два
Алексей Конаков
Аноним23 сентября 2025 г.Шахматы против Толстого
Итак, «Табия 32» — это такая шахматная антиутопия. 2080 год, Россия. Железный занавес, экономический кризис, интернета и мощных компьютеров нет, все играют в шахматы и разговаривают шахматными терминами. А все потому что в далеком 2022 году Россия как бы вторглась на территорию как бы соседнего государства и как бы проиграла. Теперь граждане вот уже почти 60 лет платят репарации и ждут, когда закончится столетний Карантин, введенный против России ООН, и можно наконец будет выезжать за пределы страны. Ну а самое главное, вокруг чего строится весь сюжет — это шахматоцентризм России. После капитуляции, и последовавших за ней люстрации, дедигитализаци, денуклеаризации и демилитаризации встал вопрос о «Переучреждении России». Группа интеллектуалов решила, что реформ и изоляции недостаточно, ведь корень проблемы — в «русском империализме». А что способствуют имперскому мышлению? Книги! Именно русская классика пробуждала в народе «темную страсть к экспансии». Именно русский зловещий «культ литературы» был виновником всех бед. Поэтому нужно заменить эту скрепу на какую-то другую, и ей оказались шахматы. Все памятнику русским писателям снесли, улицы и станции метро переименовали, даже запрещать книги не пришлось — люди просто перестали их читать. Вот такое новое общество!
На самом деле мне гораздо интереснее стало читать эту книгу, когда я узнала про автора. Алексей Конаков, вообще-то, научный сотрудник и работает инженером-гидроэнергетиком. При этом он является специалистом по позднесоветскому СССР, и это отразилось в его нон-фикшн книгах: «Вторая вненаходимая: очерки неофициальной литературы СССР» и «Убывающий мир: история “невероятного” в позднем СССР». Его филологические изыскания тесно переплетаются с литературной практикой: он является соучредителем премии Леона Богданова за «странную» прозу и автором экспериментальных текстов, таких как «Дневник погоды» (там конспирологическая теория про рептилоидов оказывается правдой). Он вообще рассматривает теории заговора не как угрозу, а как своеобразную поэзию XXI века, замену сказкам о феях и эльфах. Интересно, что Конаков — убежденный коммунист и технарь по образованию, и это во многом сформировано его любовью к Стругацким и советской оптимистической фантастикой. Он например, приводит в интервью любимую прочитанную в детстве книгу и это книга рассказов Кира Булычева, посвященных Великому Гусляру. Маленький северный город, где проводят странные эксперименты, изобретают машины времени и общаются с инопланетянами.
Ну а строение самого романа подчинено шахматной метафоре, что проявляется на нескольких уровнях:
♟️Язык и стилистика: сам текст имитирует форму шахматных книг. Периодически автор использует вертикальную организацию абзацев (короткими строчками в столбик), что является визуальной отсылкой к записи шахматных партий. Обилие скобок с пространными отступлениями внутри основного текста пародирует характерный для шахматной литературы прием, когда автор приводит многочисленные боковые варианты и комментарии к основным ходам.
♟️Сюжет и ритм: ритм повествования выстроен по аналогии с течением шахматной партии. Он состоит из долгого и вдумчивого маневрирования (как в дебюте и миттельшпиле), которое внезапно обрывается стремительной и необратимой развязкой (как мат после одной-двух ошибок).
♟️География романа: перемещения главного героя между городами тоже имеют шахматный смысл. Его трехкратный путь по маршруту Петербург — Москва является нарративным отражением шахматного приема «маятник», когда фигура совершает повторяющиеся движения между ключевыми пунктами доски.Ну и для заключения приведу цитату из книги:
Знаете, даже шутка ходила в те годы: «Английская литература говорит: смерть ради долга; французская литература говорит: смерть ради любви; немецкая литература говорит: смерть ради величия; русская литература говорит: смерть».4183