Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Eleanor Oliphant is Completely Fine

Gail Honeyman

  • Аватар пользователя
    Аноним22 сентября 2025 г.

    "Стоит привыкнуть к одиночеству, как оно становится нормой"

    Роман Гейл Ханимен относится к разряду так называемых “теплых” историй в стиле Фредрика Бакмана - они уютные, добрые, дарящие утешение и надежду, полные света и тепла, и с небольшим привкусом печали и душевной боли. Я бы назвала такие истории исцеляющими - помните серию книг под названием “Куриный бульон для души”? “Элеанор Олифант” имеет полное право быть причисленной к этой серии.

    Главная героиня книги, Элеанор Олифант, очень напомнила мне старика Уве из романа Фредрика Бакмана и Юдору Ханисетт из недавно прочитанной мною “Замечательной жизни Юдоры Ханисетт”. Да и вообще, эти три произведения весьма схожи между собой по основным сюжетным поворотам, персонажам и главной идее повествования.

    Итак, если бы мне было нужно описать Элеанор Олифант одним словом, то это непременно было бы слово “странная”. Она с трудом вписывается в общественные рамки и принятые нормы поведения, она замкнута и малообщительна, с трудом находит общий язык с окружающими, не понимает шуток и намеков, излишне прямолинейна и резка. Когда она разговаривает с окружающими, то и дело возникает ощущение дикой неловкости и непонимания. И в такие моменты я даже подозревала, что у главной героини имеется явное расстройство аутического спектра.

    Поэтому, несмотря на свой достаточно юный тридцатилетний возраст, возникает ощущение, что перед нами разочарованная жизнью старушка, которая то и дело недовольно ворчит что-то себе под нос.

    Но надо признаться, что некоторые высказывания и рассуждения Элеанор очень проницательны, остроумны и ироничны - и с ними трудно не согласиться:


    В офисе витал дух пятничного веселья. Все, будто сговорившись, делали вид, что выходные почему-то будут замечательными и что на следующей неделе на работе все будет по-другому, лучше. Время их ничему не учит.

    Я нахожу опоздания чрезвычайной грубостью; это в высшей степени неуважительно и свидетельствует о том, что вы считаете себя и свое время более важным, чем личность и время другого человека.

    Мне жаль красивых людей. Как только человек обретает красоту, она тут же начинает ускользать, превращаясь в мимолетную иллюзию. Это должно быть нелегко: все время доказывать, что ты и сам чего-то стоишь, надеяться, что окружающие заглянут глубже и полюбят тебя самого, а не твое великолепное тело, сияющие глаза и густые шелковистые волосы.

    Сама же Элеанор искренне верит, что с ней все в полном порядке. Даже несмотря на то, что каждую пятницу она покупает две бутылки водки, чтобы выходные прошли как можно быстрее и незаметнее. Даже несмотря на полное отсутствие близких и друзей. Даже несмотря на откровенно абьюзивные отношения с матерью, постоянно оскорбляющей и унижающей дочь. Даже несмотря на то, что ей иногда хочется выть от одиночества.


    Временами мне казалось, что я могу погибнуть от одиночества. Иногда люди говорят, что могут умереть от скуки или что до смерти хотят чаю, но в моём случае смерть от одиночества вовсе не гипербола. Когда меня охватывает подобное чувство, голова опускается, плечи опадают, и всё моё тело болит в тоске по человеческому прикосновению. Я действительно чувствую, что могу рухнуть на пол и скончаться, если кто-нибудь меня не обнимет, не дотронется до меня. Не любовник - если не считать последнего безумства, я давно рассталась с мыслью, что кто-нибудь сможет полюбить меня в таком смысле, - а просто человеческое существо. Массаж головы в парикмахерской, прививка от гриппа, которую я делала прошлой зимой, - ко мне прикасаются только люди, которым я плачу за это деньги, почти всегда предварительно надев одноразовые перчатки. Я просто констатирую факты. Обычно подобные факты людям не нравятся, но с этим я ничего поделать не могу. Если тебя спрашивают, как ты, следует отвечать В ПОРЯДКЕ. Не следует говорить, что вечером ты плакал, пока не уснул, потому что в течение двух дней ни с кем не разговаривал. Ты говоришь В ПОРЯДКЕ.

    Согласитесь, эти мысли очень хорошо знакомы абсолютному большинству из нас. Каждый хоть единожды в жизни испытывал чувство ужасающего одиночества и тоски, которое затягивает тебя в состояние депрессии и апатии словно в черную беспросветную пучину. И каждый, кто когда-либо находился в таком состоянии, иногда в ответ на вопросы “как ты” и “как дела” отвечал “хорошо” и “в порядке”.

    Почему так происходит? Мы боимся отвержения со стороны нашего окружения, боимся прослыть пессимистами и нытиками? Или мы боимся признаться самим себе, что с нами что-то не в порядке?

    По мере развития сюжета мы начинаем узнавать настоящую историю Элеанор и наконец-то получаем ответ на главный вопрос - почему она стала такой, какая есть. Это будет очень тяжело, больно и трагично - цена родительской нелюбви всегда очень высока.

    Но главная героиня своим собственным примером доказывает, что каким бы ни было наше прошлое, у нас всегда есть право выбора, каким будет наше будущее. Всё зависит от нас самих - такая вот простая прописная истина в исполнении Гейл Ханимен. Но иногда нам так необходимо, чтобы кто-то напомнил тебе о ней…


    На мой взгляд, одна из причин, благодаря которым человек способен существовать на выделенном ему клочке этой зелено-голубой долине слез, заключается в том, что у него всегда есть возможность что-то изменить, какой бы далекой и призрачной она порой ни казалась.

    Путь духовного преображения Элеанор начинается со знакомства с новым айтишником в их компании Рэймондом, к которому она поначалу относится с изрядной долей скепсиса и неодобрения.

    Рэймонд - полная противоположность Элеанор. Шумный, громкий, неаккуратный в одежде и за столом, совершенно не пунктуальный и чересчур эмоциональный. Но мне он понравился с самого первого своего появления на страницах романа - он понимающий, добрый, заботливый, дружелюбный, эмпатичный, сочувствующий, готовый поддержать и прийти на помощь. С такими людьми очень просто найти общий язык, и ты чувствуешь себя очень комфортно и уютно в их обществе.

    Было приятно наблюдать, как постепенно душевное тепло Рэймонда начинает снимать защитные оковы с души Элеанор. Она наконец-то начинает проявляться в эмоциональном плане, становится откровенной и честной в разговорах, учится понимать других, а в конечном итоге - и саму себя.

    И тут вдруг оказывается, что дело было вовсе не в каком-то психическом расстройстве, а банально в отсутствии необходимых навыков общения, ведь Элеанор полностью закрылась от окружающего мира из-за детской травмы.

    И только наличие рядом принимающего, не осуждающего, внимательного и чуткого человека способно помочь ей выйти из своего кокона холодной отстраненности и начать жить полной жизнью.


    Я слишком долго пыталась справляться в одиночку, и ничего хорошего из этого не вышло. Иногда просто нужно, чтобы кто-то находился возле тебя, пока ты преодолеваешь трудности.

    Как ни странно – никогда бы не подумала, – тебе действительно становится лучше, когда другой человек обвивает тебя рукой, прижимает к себе. Почему? Может, подобная потребность в физическом контакте присуща всем млекопитающим?

    Я так очарована и воодушевлена удивительной и вдохновляющей историей душевного исцеления Элеанор Олифант, которая думала, что она “в полном порядке”, что очень советую прикоснуться к ней всем, кому не хватает душевного тепла и уютного чтения.

    81
    533